3D-тигрята, свинья Роза и многое другое

    3d-макет. Сегодня на принтерах российской компании 3D Quality можно печатать целые города и моделировать в них ход строительных и реставрационных работ, прокладку новых магистралей и коммуникаций. Фото: архив Ивана Лаптева.
    3d-макет. Сегодня на принтерах российской компании 3D Quality можно печатать целые города и моделировать в них ход строительных и реставрационных работ, прокладку новых магистралей и коммуникаций. Фото: архив Ивана Лаптева.

    Инновационные тренды, которые могут радикально изменить нашу жизнь

    Строить прогнозы — неблагодарное дело. Проще и вернее следить за тем, что предлагает прогресс уже сегодня: какие тенденции активно обсуждают производители, на какие инновации обращают внимание в первую очередь.
    Именно они и определят наше будущее уже в ближайшее время.

    Технологии. Основатель компании 3D Quality Иван Лаптев, прежде чем заняться бизнесом, окончил МГТУ им. Баумана, защитил кандидатскую диссертацию, получил более 20 патентов на изобретения и не один год преподавал студентам САПР.

    А создавая собственную компанию, Иван думал, что будет заниматься только продажей импортных 3D-принтеров. Но заграничные образцы его часто не устраивали. Как человек, отлично разбирающийся в технических вопросах, Лаптев видел, где производитель схалтурил. Сегодня его компания занимается производством восьми моделей 3D-принтеров и пока одного 3D-сканера — осенью к нему добавится еще одна модель. «Мы выпускаем принтеры с различной областью печати — до 400 мм в ширину и от 1 метра и более в высоту», — говорит Иван.

    ПРОГНОЗ
    Согласно «Атласу новых профессий», разработанному в Сколково, до 2030 года появятся 188 новых профессий, а 57 сегодняшних исчезнут. Так, в будущем среди наиболее востребованных числится проектировщик 3D-печати в строительстве, дизайнер дополненной реальности и «умных домов» и так далее.

    Среди клиентов 3D Quality — промышленные предприятия, учебные заведения, частные лица. Недавно стекольный завод покупал один из принтеров — видимо, на нем будут печататься опытные образцы продукции, прежде чем начнется ее серийный выпуск. Кстати, памятник амурским тиграм на Мясницкой улице — скульптура Петра Чегодаева «Тигрята, играющие с ежом», появилась благодаря в том числе и 3D Quality.

    На принтере компании распечатывались пластиковые фрагменты скульптуры, после чего художник корректировал изваяние, и только когда все фрагменты были выполнены идеально в пластике и гипсе, отливал их в бронзе. К слову, использование 3D-печати позволяет скульпторам снизить затраты на реализацию задумки.

    Разработки 3D Quality помогают и врачам. Недавно на принтере компании была распечатана ступня человека в натуральную величину — с помощью пластиковой ступни ортодонт установил точный диагноз пациенту. Сейчас он готовит план по восстановлению его суставов — это позволит с первого раза успешно прооперировать человека.

    Кроме того, компания сотрудничает с детскими технопарками, специалисты 3D Quality проводят мастер-классы для школьников, тем самым, по меткому выражению Лаптева, «формируют будущего клиента». «На наших принтерах осваивают 3D-печать московские студенты и школьники, и для меня это важно, — говорит Иван Лаптев. — За этой технологией большое будущее, и нам хочется быть причастными к этому».

    135 тысяч тонн в год составит мощность завода на Дальнем Востоке по переработке древесных отходов в топливные гранулы — пеллеты.

    Строительство. 3D-печать — самое перспективное направление и в строительстве. Мировым лидером здесь признаны Арабские Эмираты, где до четверти новых зданий возводятся с помощью этой технологии. Но и российские зодчие стараются не отставать от прогресса. О том, как внедрять эту инновацию в отрасль, шла речь на семинаре в рамках специализированной выставки «ВолгаСтройЭкспо-2018».

    Главным трендсеттером в Европе и СНГ последние три года выступает российская компания АМТ-СПЕЦ­АВИА. Именно она первой стала выпускать строительные 3D-принтеры. Сегодня, по словам ее руководителя Александра Маслова, компания разработала ряд такого оборудования под разные задачи — например, для изготовления различных деталей, тестовых образцов, литейных форм. Кроме того, 3D-принтеры применяют в архитектурном моделировании, в рекламе, в производстве и тюнинге автомобилей. В прошлом году на базе Сколково создана дочерняя компания АМТ, которая занимается производством строительных 3D-принтеров и их продажей.

    Электрокар. Эта модель двухместного трехколесного электрокара уже заинтересовала столичные власти. Она может ­использоваться в парках для уборки мусора, перевозки небольших грузов, а также для перемещения персонала. Фото: mos.ru
    Электрокар. Эта модель двухместного трехколесного электрокара уже заинтересовала столичные власти. Она может ­использоваться в парках для уборки мусора, перевозки небольших грузов, а также для перемещения персонала. Фото: mos.ru

    Автомобилестроение. Борьба за чистый воздух и снижение числа бензиновых автомобилей на улицах городов ведется во всем мире. В Москве в последнее время активно внедряется электротранспорт — для этого городские власти поддерживают проекты по созданию новых моделей машин и развивают сеть специализированных парковок и зарядных станций для электромобилей.

    Двухместный трехколесный электрокар класса А собрали в столичном технопарке «Калибр». Первая модель компании «Электротранспортные технологии» собрана исключительно из отечественных комплектующих, может разгоняться до 100 км в час и имеет запас хода 100 километров на одном заряде.

    ПОЕХАЛИ
    Двухместный трехколесный электрокар класса А собрали в столичном технопарке «Калибр». Первая модель компании «Электротранс­портные технологии» собрана исключительно из отечественных комплектующих и может разгоняться до 100 км в час и имеет запас хода 100 километров на одном заряде.

    Зарядить аккумулятор можно через обычную сеть напряжением 220 вольт, это займет от полутора до двух часов. Эксплуатировать такие электромобили, по замыслу создателей, можно круглый год и в любую погоду. И это принципиальное отличие российской разработки от зарубежных аналогов — испанские электрокары, к примеру, не имеют обогревателя, их можно использовать лишь в теплое время года.

    Серийный выпуск электромобилей наладят на территории технопарка. К началу производства появится и грузовая версия — специально для курьерских служб. Для управления им потребуются водительские права категорий В и В1.

    Для передвижения электротранспорта по Москве создаются парковочные места. Они расположены на центральных улицах: Красной Пресне, Остоженке, Большой Бронной, Малой Дмитровке и других. Каждая мини-парковка рассчитана на два электрокара. Владельцы электромобилей также могут бесплатно оставлять машины на платных парковочных местах по всему городу.

    Зарядка: К концу 2018 года в Москве планируется организовать более 150 станций, на которых все желающие смогут подзарядить свои электромобили.

    Энергетика. Главные тренды отрасли — это создание возобновляемых источников энергии, переработка отходов и внедрение «зеленых технологий».

    Переработкой древесных отходов в топливные гранулы — пеллеты, займутся на Дальнем Востоке. Запуск производства намечен на 2019 год.

    «Производство топливных гранул из древесины будет способ­ствовать развитию альтернативной энергетики и позволит реализовать экспортный потенциал Дальнего Востока», — сказал Кирилл Дмитриев, гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Значительная часть этой продукции будет экспортироваться в Японию — об этом уже есть предварительная договоренность с фирмой JBICIG, дочерней компанией Japan Bank for International.

    Для реализации проекта создан Российско-японский инвестиционный фонд совместно с дальневосточным лесопромышленным холдингом RFPGroup Group (Russian Forest Pproducts Group) и японской ProspectCo — они договорились о совместных инвестициях в производ­ство биотоплива в России. Стороны предполагают дальнейшее увеличение производства и строительство дополнительных заводов мощностью 500 тыс. тонн гранул в год.

    Медицина. Если в чем российские медики впереди планеты всей, так это в проведении высокоточных операций. Столичный Институт клинической кардиологии им. А. Л. Мясникова разработал методику проведения операций с использованием внутрисосудистого ультразвука, и она внедряется сейчас по всей стране. А специалисты Института конструкторско-технологической информатики (ИКТИ РАН) разработали мобильного робота-хирурга.

    Первым пациентом мобильного робота стала свинья Роза с миомой матки, которую прооперировал в одной из клиник Пензы Дмитрий Пушкарь, главный уролог Москвы и Минздрава РФ. Ранее он в столичной клинической больнице № 50 с помощью роботизированного аппарата da Vinci из США провел свыше тысячи операций.

    Но отечественные хирурги в целом остались не довольны этой техникой: она не гарантирует точности при проведении сложных урологических операций, поэтому с ее помощью, например, не оперируют детей. А точность у российской разработки в сто раз выше, чем у зарубежного собрата.

    К тому же американец весит тонну и у него манипуляторы по полтора метра. У российского робохирурга манипуляторы длиной всего 20 см и весом в 4 кг. Его сервисное обслуживание обходится в 6‑7 млн руб. А финны и китайцы уже отказались от da Vinci из‑за дороговизны в эксплуатации.

    Сергей Лебедев, Алена Булавка

    Выпуск издания осущес­т­­в­лен при финансовой под­держке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

    Газета «Мой район» совмест­но с Федеральным агентством по печати делает проект «Наши инновации». Мы расскажем о том, над чем сегодня работают российские ученые и инженеры. Познакомим с уникальными изобретениями и новыми технологиями. Расскажем о новейших научных открытиях. Мы приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вам известно о каких‑то необычных и революционных разработках, присылайте свою информацию по ­адресу: slebedev@mr-msk.ru.

    Поделиться