7 популярных мифов о вине

    Денис Руденко, винный журналист, дегустатор, преподаватель школ сомелье, судья международных дегустационных конкурсов
    Денис Руденко, винный журналист, дегустатор, преподаватель школ сомелье, судья международных дегустационных конкурсов

    Вокруг вина существует огромное количество мифов. В большинстве случаев эти «тайные знания» не имеют ничего общего с жизнью, и о самых популярных мы сейчас и поговорим.

    1. Если этикетка импортного вина на русском, значит оно поддельное или разлито в России

    На самом же деле все обстоит совсем иначе. Российское законодательство требует, чтобы в момент пересечения государственной границы на всех бутылках были контр-этикетки на русском языке или клейкие стикеры, содержащие всю необходимую информацию – наименование вина, объем емкости, содержание алкоголя, тип находящегося в ней вина и т. д.

    Наличие типографской контр-этикетки на русском языке свидетельствует лишь об одном – это вино ввозили в страну большой партией. Бутылки со стикерами – это, как правило, небольшие партии, в несколько сотен или тысяч бутылок, которые оклеиваются импортером вручную.

    2. Вино в бутылке с винтовой пробкой хуже, чем с натуральной

    Натуральная пробка изготавливается из коры пробкового дуба. И в ней есть трещины и полости, которые совершенно невозможно полноценно промыть перед укупоркой. В этих полостях могут содержаться крохотные количества посторонних для вина веществ, в частности вещество, которое называется трихлоранизол. Это вещество обладает двумя важными особенностями – оно плохо пахнет мокрым картоном, псиной, грязной половой тряпкой, застоялой водой.

    А кроме того, его очень легко обнаружить человеческим носом – одной столовой ложки чистого трихлоранизола достаточно, чтобы испортить аромат и вкус всего вина, выпускаемого за год во всем мире! По вине этого вещества менее чем за один год хранения из каждых 100 бутылок с натуральной пробкой 3–4 портятся.

    Вино, испорченное проб­кой, пить можно, но изменения отражаются на вкусе и аромате настолько сильно, что человек, которому попалась испорченная бутылка, вряд ли когда‑нибудь еще купит хоть одну бутылку вина от этого производителя. Поэтому винодельни многих стран, в первую очередь Новой Зеландии, Австралии, ЮАР, США, Чили и Аргентины, которые еще не успели наработать себе такого мощного имиджа, как Франция или Италия, и не могут рисковать такими имиджевыми потерями, используют преимущественно винтовую пробку.

    3. Любое вино с возрастом становится лучше

    Вина, встречающиеся в супермаркетах, в массе своей ничего не приобретают при дальнейшей выдержке. Большая их часть сделана именно с тем расчетом, что покупатель принесет бутылку домой и выпьет в течение нескольких дней после покупки.

    Вина, которые становятся лучше с возрастом, должны быть изначально сделаны виноделом с подобным расчетом: виноград для них должен проходить особенно строгий отбор и контроль качества; для этих вин часто используется выдержка в дубовых бочках, где они обогащаются различными веществами, извлекаемыми вином из дубовой клепки, которые будут выполнять защитную функцию, не давая вину сильно окислиться с возрастом. Таких вин в мире производится не слишком много – не более 1–2 процентов от общего объема производства.

    4. У хорошего вина должна быть тяжелая бутылка

    Это не совсем так: в последние десятилетия по всему миру в качестве одного из популярных маркетинговых ходов используется указание на то, что винодельня не просто делает хорошие вина, но и делает это максимально экологичным способом. Принято считать количество выброшенного в атмосферу углекислого газа, который был выработан на каждую произведенную единицу продукции.

    Тяжелая бутылка – это много стекла и лишние затраты топлива на транспортировку – значит, «углеродный след» существенно больше. Поэтому очень многие винодельни мира, наоборот, стараются использовать как можно более легкую и тонкую бутылку. Ни Шато Марго, ни Петрюс, ни десятки других топовых виноделен мира не навешивают на свое вино лишних 300 граммов стекла просто ради веса и «солидности».

    5. Сильно вогнутое дно бутылки – признак качественного вина

    И это тоже в большой степени миф. Во-первых, потому, что бутылка с сильно вогнутым дном тяжелее обычных, а об этом мы говорили в предыдущем абзаце.

    А во‑вторых, потому, что производство бутылок, как минимум в Европе, очень сильно централизовано и большая его часть находится в руках концерна «Сен-Гобен», ценовая политика которого не выделяет специальным образом бутылки с глубоким «пунтом», и никто из европейских виноделов не задумывается и знать не знает о том, что в России кому‑то может прийти в голову угадывать качество вина по бутылке.

    6. Вино в пакете всегда хуже бутылочного с той же этикеткой

    Импортные вина одного наименования одинаковы по качеству вне зависимости от фасовки, будь то бутылка или пакет «бэг-ин-бокс», так как они обычно разливаются из одной и той же емкости на различных линиях розлива.
    Современные альтернативные упаковки полностью сохраняют качество вина в течение первого года после розлива.

    Единственным важным исключением являются вина, произведенные в России, – среди вин, разлитых в пакеты, у нас в стране очень много образцов изначально низкого качества, поэтому покупать их следует только точно зная, что за производитель сделал это вино.

    7. Вино делают из порошка, который разводят в воде и добавляют спирт

    Правда состоит в том, что в природе не существует порошкового вина, так же как и технологии, которая позволила бы изготовить вино из порошка путем простого разведения чего бы то ни было в воде и добавления спирта.

    В отличие от соков или молока, в вине содержится более 400 различных летучих веществ (спирты, эфиры, альдегиды и т. п.), которые физически невозможно высушить. Они бесследно улетучиваются и никаким образом не переводятся в твердую форму.

    Зато можно говорить о вине, которое может быть разведено водой с добавлением красящих экстрактов, ароматизаторов и подсластителей. Обычно такие «коктейли» производятся из дешевого вина, приобретаемого за рубежом (Испания, ЮАР, Чили, Узбекистан) по цене менее доллара за литр, и разливаются на территории России, поступая в продажу в нижнем ценовом сегменте.

    Поделиться