«…А это оттепель»: как создавалась музыка к сериалу

0
5469
views

  Дуэт композитора Меладзе и режиссера Тодоровского впервые сложился на мюзикле «Стиляги», саундтрек которого и написал Константин.

Как говорит композитор, ему было невероятно интересно войти «в шкуру» кинокомпозитора 50-60-х лет прошлого века. И музыка к «Оттепели» явилась продолжением работы с режиссером Тодоровским уже на материале о шестидесятниках.

 

Перелистывая сотни страниц отзывов о сериале, видишь самые полярные мнения: от бурного восхищения до полного неприятия. Однако все они касаются самого фильма.

Зато о музыке впечатления самые позитивные: «аутентичная», «напеваю целый день», «музыкальная победа композитора» и т.д. в том же духе.

Как удалось Константину Меладзе создать музыку, которая так гармонично напоминает людям XXI века об атмосфере пятидесятилетней давности?

Внутренняя свобода

В одном из интервью композитор сказал о сериале «Оттепель»:

— Это настоящее большое кино, где режиссер говорит о важных вещах. Они актуальны и в 60-х, и сейчас. О том, что самое главное в жизни человека – это внутренняя свобода.

Возможно, именно состояние внутренней свободы и позволило Константину Меладзе сделать такое музыкальное сопровождение фильму, которое имеет право на собственную жизнь.

А ведь писал музыку композитор в очень непростой для себя период – развод с семьей, ужасное ДТП, в котором под колесами машины музыканта погибла женщина… «Я, может быть, и выкарабкался только благодаря работе с Валерием Тодоровским над этим фильмом,» — говорит Меладзе.

Старые песни

Для того, чтобы написать музыку в стилистике 60-х, Константину Меладзе пришлось слушать сотни песен различных исполнителей тех лет. А ведь в юности он не слушал советскую музыку.

Родившись в 1963 году, он уже не застал того времени, когда, по его словам «советская эстрадная музыка в 1960-е годы была ближе всего к западной».

Посмотрев на YouTube сотни песен 50-60 годов, Константин Меладзе вспоминает такие уже почти забытые имена, как Лариса Мондрус – невероятно стильную и раскованную певицу, певшую «совсем американизированно и альтернативно».

Однако основным музыкальным ориентиром для Меладзе стали не советские кинокомпозиторы, а итальянец Нино Рота. По словам Меладзе, примерно такая музыка зучала тогда в итальянских фильмах нео-реализма, да и в советских тоже.

Нелощеный звук

Для тех, кто успел посмотреть фильм, кажется удивительным именно звуковое «попадание» в атмосферу 60-х.

Для того, чтобы его достичь, Константину Меладзе пришлось проделать огромную работу по сбору музыкальных инструментов того времени.

«Пришлось искать аутентичные синтезаторы и электроорганы — говорит композитор, — легче было найти барабаны той поры».

После записи пришлось еще и слегка «испортить» звук, добавить ему шероховатости, чтобы он был «не таким лощеным, как сейчас».

Главная работа по стилизации звука состоялась над второй песней фильма – там, где поют все актеры, причем под аккомпанемент оркестра, похожего по составу инструментов на оркестр Утесова.

Петь нужно душой

Зрители отмечают, что и в «Стилягах», и в «Оттепели», заглавные песни исполняют не профессиональные вокалисты, а, как правило, исполнители ролей – актеры.

Константин Меладзе рассказывает, что на самом деле, он пробовал и на первом фильме, и на втором записывать песни с профессионалами. Но – понял, что на кино Валерия Тодоровского пение современных певцов и певиц не «ложится». В его фильмах нужно петь актерски, не голосом, а душой, убежден Меладзе: «Этот профессиональный подход, с мелизмами и так далее, убивает чувство стиля».

Вот и получилось, что ставшую хитом за несколько дней показа «Оттепели» песню, исполнила молодая актриса Паулина Андреева.

— Она никогда не пела раньше, — рассказывает Контантин Меладзе, — А потом спела сначала для того, чтобы я прикинул, как это зазвучит. И уже после съемок второй раз, набело.

И тогда произошло настоящее чудо, говорит композитор. Сыграв роль, вжившись в нее, актриса исполнила песню безупречно – именно душой.

И немного гитары Тодоровского

Нужно сказать, что в фильме звучит не только музыка Константина Меладзе, но и – Петра Тодоровского.

Талантливый человек, Тодоровский-старший не только был оператором, режиссером и писателем, но и музицировал.

Мы до сих пор можем слышать голос его гитары в фильме, который он снимал как опретор — «Весна на Заречной улице». Знаменитыми стали его концерты с Сергеем Никитиным.

«Я играю мелодию аккордами, а это редко встречается» — говорил Петр Ефимович. Поэтому в «Оттепели» семиструнка Петра Тодоровского не прозучать не могла!

«Оттепель»

— Если б ты мог понять, что в душе моей

— Как летит она вслед за тобой,

— Если бы ты испытал, тоже самое

— Ты бы знал, что такое любовь 

Припев 2 р:

— Ах, как я была влюблена, мой друг

— И что теперь?

— Я думала это весна,

— А это оттепель

—Приходи ты ко мне хоть по краешку,

— Хоть во сне, пролетев полстраны.

— Я в тебя упаду белым камешком

— В глубину твоих глаз неземных.

Припев 3 р.

 

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here