Аэрофобия: что это такое и как с ней справиться

    Пора отпусков в разгаре, аэропорты трещат по швам от множества туристов. Но не всем перелеты, пусть даже отпускные, в радость. Почти все из нас испытывают беспокойство в полете. Но как отличить здоровый страх за свою жизнь от панических атак?

    ИЗБЕГАНИЕ

    — Аэрофобия – это психическое расстройство, которое характеризуется навязчивым страхом летать в самолетах, — поясняет Алексей Герваш, психолог центра «Летаем без страха». Здоровый страх за свою жизнь при тряске самолета – это нормально, так работает инстинкт самосохранения.

    При психическом расстройстве у человека случаются панические атаки. Аэрофоб всячески избегает полетов, он может категорически отказывается летать или садится в самолет через силу, получая огромный стресс и покрываясь каплями холодного пота.

    Наличие избегания автоматически переводит обычный страх в психическое расстройство. Избеганием также считается принятие на грудь большого количества алкоголя перед полетом.

    Для того, чтобы сесть в самолет, мне нужно крепко выпить, — делится ощущениями Лида Огородникова, аэрофоб. – Два года назад я консультировалась с психологом, и беседы помогли мне. После этого я летала спокойно, а сейчас снова боюсь и пью перед посадкой в самолет. Связываю это с большим количеством стрессов, которые я пережила в последнее время.

    Аэрофобия – это не социально навязанный страх. Боязнь может передаться генетически, это также результат определенного склада ума, некорректного воспитания, накопленных стрессов.

    Страх перед полетами может быть результатом других психических проблем, которые есть у человека. Известно, что порядка 40% аэрофобов имеют те или иные психические отклонения.

    ПОМОЩЬ

    Наука психология полагает, что человек боится летать, потому что он мыслит неправильными категориями, неправильно себя ведет и не умеет контролировать свою физиологию — вот три главные составляющие аэрофобии, добавляет Алексей Герваш.

    Дело в том, что самолет самый безопасный транспорт в мире по статистике. Кстати, многие об этом не знают, впрочем, как и об устройстве самолета, как крылатая машина летает, что такое турбулентность. Обычное незнание часто рождает страх.

    В центре помощи аэрофоб может посмотреть поясняющий видеоматериал по типу его страха: кого-то беспокоит турбулентность, какого-то взлеты и посадки. Ролик может быть коротким, если вы прибыли в аэропорт незадолго до полета и длинным — более 6 часов. У психологов центра можно также получить индивидуальную консультацию.

    Завершающий этап лечения — это погружение в виртуальную реальность. Для этого человека помещают на подвижную вибрирующую платформу со звуками турбин и двигателя, а в иллюминаторе видны взлеты и посадки. Здесь аэрофоб учится контролировать свои переживания, свой страх.

    Последние два этапа помощи платные — 100 евро в час.

    — Пока в Шереметьево немногие обращаются в центр помощи, т.к. он открылся только 11 июня, — говорит Герваш. – Но из своей практики могу поделиться цифрами: аэрофобов среди женщин чуточку больше – 55 процентов, мужчин, соответственно, 45 процентов.

    Порядка 20 часов нужно для того, чтобы вылечить аэрофобию.

    Интересно, что пару лет назад случаев, когда ребенок боялся лететь, практически не было. Сейчас они участились, а мировая тенденция показывает, что аэрофобы молодеют. Возможно, дети перенимают модель поведения родителей.

     

     

    Что такое турбулентность, воздушные ямы и можно ли угодить в грозу?

    Александр Швыдкин, частный пилот и шеф-редактор канала «Пилот TV», разъясняет воздушные термины и как все работает в полете.

    Турбулентность в атмосфере вызвана мощным столкновением восходящих и нисходящих потоков воздуха. В аэрологии есть образное сравнении: представьте влажный потолок в ванной комнате, на котором есть что-то, что нарушает гладкость поверхности, например, прилипшая соринка. Она сразу образует каплю, стягивая на себя окружающий слой воды, отрывается и падает. За первой каплей падает вторая. Вот так формируются восходящие потоки воздуха.

    Т.е. теплый воздух липнет к земле ровным слоем, ему трудно оторваться. А в том месте, где этот слой что-то нарушает, возникают условия для отрыва большой массы теплого влажного воздуха, который поднимается вверх. Соответственно, если одна масса улетела вверх, то чтобы сохранить равновесие, холодный воздух должен опуститься. И чем больше таких потоков, тем сильнее трясет самолет — это и есть турбулентность.

    Природный процесс, в который может влететь самолет, визуально не видно, поэтому пилоты не могут его заметить.

    Турбулентность нестрашна для самолета, он ее минует и полетит дальше, как ни в чем не бывало. Гроза/грозовые облака — в том, месте, где поток теплого воздуха сталкивается с сухим холодным, может образоваться облако (туча) – это тоже вид турбулентности.

    Если облако грозовое, то полёт категорически запрещают. Вы просто не вылетите из аэропорта. Если самолет уже в небе, то приближение грозы определят специальные метелокаторы. Метеолокаторы фиксируют грозовой очаг по насыщенности ионизированного воздуха в облаке. Пилот просто облетит это место и все.

    Воздушные ямы – тоже вид турбулентности. Если самолет попадает в восходящий поток воздуха, то пассажиры ощущают «пинок» снизу. Если в нисходящий, то у людей появляется неприятное ощущение исчезновения опоры – воздушная яма. Все современные самолеты рассчитаны на такую мелочь.

    Остановка двигателей/топливо закончилось – у самолета несколько двигателей, от 2 до 4, поэтому, если один откажет, то самолет все равно долетит до безопасного места посадки. Отказ всех двигателей или отсутствие топлива – редчайшие ситуации в истории авиации. В таком случае, самолет будет планировать, потому что самолет – это планер, которому обрезали крылья и вставили двигатель. Он сможет приземлиться на ровную поверхность или на воду безаварийно.

    Запомните, самый надежный элемент в системе человек-машина – это машина. И вообще, летать на самолете в 60 раз безопаснее, чем ездить на автомобиле.

    Думаю, на аэрофобию влияют две вещи: это неестественное для человека положение в безопорном пространстве — ему непонятно, как эта многотонная птица может держаться в воздухе. Второе, в самолете человек испытывает влияние клаустрофобии, ведь в замкнутом пространстве пассажиру трудно, от него ничего не зависит.

    Но необходимо помнить, что современная авиация – это не отдельный самолет в небе, а целый комплекс, летящий в информационном пространстве, система, повышающая безопасность полета.

     

    Как самостоятельно преодолеть беспокойство?

    Александр Орлов, психолог, профессор Высшей школы экономики, предлагает читателям несколько рекомендаций:

    Во-первых, контролируйте себя, а не самолет. Самолет ведут профессионалы.

    Во-вторых, используйте разного рода упражнения, позволяющие взять себя в руки. Такие упражнения нужно до полета научиться делать в любых ситуациях, а затем практиковать в ситуации полета: — упражнения на мышечное расслабление (релаксацию), которые позволяют произвольно сбросить напряжение основных мышечных групп; — упражнение на дыхание, позволяющее человеку произвольно дышать более глубоко и более медленно, нежели обычно.

    Дополнительные рекомендации: выберите место в среднем ряду, держите под рукой мягкое успокоительное.

    При появлении первых признаков аэрофобии – ущипните себя покрепче, болезненные ощущения помогут вернуться к основным рекомендациям: релаксации и дыханию.

    Поделиться