Артефакты дореволюционной купеческой Москвы представили участникам Дней московской конкуренции

Артефакты дореволюционной купеческой Москвы представили участникам Дней московской конкуренции, фото

IMG_0094

В фойе пресс-центра на день открылся филиал Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей.
В день старта масштабного мультиформатного проекта «Дни московской конкуренции» в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла встреча наследников предпринимательских столичных династий. На площадке «История конкуренции в России: от становления к развитию» встретились  главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов, ведущий научный сотрудник Центра экономической истории ИРИ РАН, профессор кафедры истории экономики РАНХиГС  Александр Бессолицын, профессор кафедры экономики и организации производства МГУ им Н.Э.Баумана, руководитель направления Московской высшей школы социальных и экономических наук Николай Прянишников, директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Надежда Смирнова, соучредитель и гендиректор  возрожденного «Товарищества А.И. Абрикосова и Сыновей» Дмитрий Абрикосов, предприниматель и коллекционер Денис фон Мекк, коллекционер, основатель и главред журнала «Тара и упаковка», инициатор создания «Музея упаковки» Игорь Смиренный. Каждый из участников так или иначе причастен к созданию Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, экспозиция которого открылась в день конференции «Конкуренция: рынки, цифры, люди»
«Основу коллекции нашего музея подарили потомки предпринимателей, присутствующие на сегодняшней конференции. С каждой из семей мы очень дружны – наследники громких имен читают у нас лекции, проводят  мероприятия.  — рассказала директор музея Надежда Смирнова. – Дореволюционные предприниматели имели  общее свойство – очень любили свое дело. Тот же Рябушинский жил под девизом «Все для дела – ничего для себя». Дело было любимым детищем и ему уделялось максимальное внимание. Самые успешные дореволюционные предприниматели жили с оглядкой на конкурентов, в том числе и западных, постоянно совершенствовались, привозили новые технологии. Многие из них жили по принципу «богатство обязывает». Обязывало, как правило к созиданию. Мы и сейчас пользуемся тем наследием, объектами, которые  бизнес-элита того времени строила для города. Например, мы знаем, что Третьяков был меценатом и благотворителем. Но ведь в первую очередь, он был и бизнесменом,  его дело позволило ему оставить такое  наследие. Продукцию  предпринимателей той эпохи отличало безупречное качество. Например, мы выставили сегодня в качестве экспонатов несколько платков, производства Трехгорной мануфактуры. Им больше ста лет, а краски и ткань безупречные».
Так же на выставке были представлены  календари, напечатанные в типографии Сытина – Всеобщий русский календарь 1912 года, с портретом императора.
Надежда Смирнова отметила, что такие календари выполняли сразу несколько функций и являются примером того, как предприниматели налаживали обратную связь с потребителем.
«В издательство Сытина писали письма. Он первый придумал формат отрывных календарей и запустил их производство.  –  отметила Надежда Сергеевна. – В письмах были заявки, что напечатать – на последней странице предприниматель оставлял контакты типографии и просил писать пожелания, что покупатель хотел бы видеть на страницах календаря. Пожелания были самыми разнообразными: от просьбы напечатать таблицу умножения, чтобы ребенок мог, оторвав листочек, носить его с собой в кармане.  До  отчета о работе Государственной думы и ответов «куда уходят народные деньги. Сытин первый обратился к крестъянству, занялся его просвещением: были специальные календари для селян, в которых  писали, что земля круглая, что в Англии вместо рублей фунты, а в Африке живут полосатые лошади, которых называют зебрами»
На стендах, представленных совместными усилиями Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей и Музея упаковки, можно было научиться считать на настоящем арифмометре, посмотреть примеры упаковки кондитерских и чайных фабрик, изучить азы географии и зоологии по дореволюционным фантикам. Отдельный стенд был посвящен парфюмеру Брокару.

В полном объеме коллекцию можно посмотреть в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей по адресу: Москва, улица Донская, 9.

Читайте также

Фильтр