Артефакты купеческой Москвы

Артефакты купеческой Москвы, фото

IMG_0094

Фото: Юрий Гушан

В столице прошла выставка Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей и «Музея упаковки»
Вдень старта масштабного мультиформатного проекта «Дни московской конкуренции» состоялась встреча наследников предпринимательских столичных династий.
На площадке «История конкуренции в России: от становления к развитию» встретились главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов, ведущий научный сотрудник Центра экономической истории ИРИ РАН, профессор кафедры истории экономики РАНХиГС Александр Бессолицын, профессор кафедры экономики и организации производства МГУ им Н. Э. Баумана, руководитель направления Московской высшей школы социальных и экономических наук Николай Прянишников, директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Надежда Смирнова, соучредитель и гендиректор возрожденного «Товарищества А. И. Абрикосова и Сыновей» Дмитрий Абрикосов, предприниматель и коллекционер Денис фон Мекк, коллекционер, основатель и главред журнала «Тара и упаковка», инициатор создания «Музея упаковки» Игорь Смиренный.
– Основу коллекции нашего музея подарили потомки предпринимателей, присутствующие на конференции. С каждой из семей мы дружны – наследники громких имен читают у нас лекции, проводят мероприятия, – рассказала Надежда Смирнова. – Дореволюционные предприниматели имели общее свойство – любили свое дело. Тот же Рябушинский жил под девизом «Все для дела – ничего для себя». Мы и сейчас пользуемся наследием, объектами, которые бизнес-элита того времени строила для города. Продукцию предпринимателей той эпохи отличало безупречное качество. Например, мы выставили сегодня в качестве экспонатов платки производства Трехгорной мануфактуры. Им больше ста лет, а краски и ткань безупречные.
Также на выставке были представлены календари, напечатанные в типографии Сытина – Всеобщий русский календарь 1912 года, с портретом императора. Такие календари выполняли сразу несколько функций и являются примером того, как предприниматели налаживали обратную связь с потребителем.
– В издательство Сытина писали письма. Он придумал формат отрывных календарей и запустил их производство, – отметила Надежда Сергеевна. – В письмах были разнообразные пожелания: от прось­бы напечатать таблицу умножения до отчета о работе Государственной думы. Сытин первый обратился к крестьянству, занялся его просвещением: были календари для селян, в которых писали, что земля круглая, в Англии вместо рублей фунты, а в Африке живут полосатые лошади, которых называют зебрами.
На стендах, представленных совместными усилиями Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей и «Музея упаковки», можно было научиться считать на арифмометре, посмотреть упаковки кондитерских и чайных фабрик, изучить азы географии и зоологии по дореволюционным фантикам. Отдельный стенд был посвящен парфюмеру Брокару.
В полном объеме коллекцию можно посмотреть в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей по адресу: Москва, улица Донская, 9.

Читайте также

Фильтр