Автор блога астраханской «Столовой №100» Сергей Капустин о взрыве популярности: «Я чувствую себя теперь крошкой Цахес»

0
294
views
В пятницу офисный планктон не смог уйти домой спокойно: сеть взорвала находка блогера Алины Фаркаш. После триумфального путешествия по сети цитат из Фейсбука «Кубаньжелдормаша», которыми зачитывались прошедшую неделю в офисах, этой журналистке бросили ссылку на астраханскую столовую.
 
«Помните, блог сталелитейного завода? Так вот: Столовая №100 из Астрахани ничуть не хуже», — написала восхищенная Алина  на своей странице.
 
Вот, например, один из свежих постов: 
"Сегодня празднуется день поэзии, праздник складный и аккуратный. Поэзия, как говорится в решении ЮНЕСКО, хорошая. И все с этим согласны. Гитлер был не согласен, но мы знаем, чем это кончилось. В древности на Руси, в этот день было принято пить лафит и поздравлять поэтов. Особенно Пушкина. Только ленивый не присылал ему дурацких стихов типа «С днем поэта поздравляем, счастья-радости желаем».
Но Пушкин был стреляный воробей и, конечно, никогда этих писем не читал. Только от Николая Палыча читал, но тут деваться было некуда: во-первых, Пушкин был махровый монархист, а во-вторых, Николай Палыч его всё время обманывал. Бывало, что придет письмо, а на конверте пометка: «Шок! Керн показала всё!»
И ясно же, что день поэзии, что письмо от царя, что не будет там никакой Керн, а будет какой-нибудь самодельный стих и цветочек нарисованный. Но Пушкин всё равно лезет вскрывать и только шепчет тихонько: «Господи, только бы не про Пегаса, только бы не…». А там конечно же «Махокрылый конь Пегас позравлят сёдня вас» и три колокольчика в углу. Пушкин негодовал.
Но, с другой стороны, тайного советника Тютчева никто с днем поэзии не поздравлял (боялись), но он тоже негодовал. Хотя, черт возьми, это и не значит, что поэты в России только и делают, что негодуют.
Наш директор, например, еще и ищет рифмы к словам «капустка» и «пароконвектоматушка». Ну и негодует тоже, не без этого.
Поэтому сегодняшняя акция будет тоже складная и с лирическими подтекстами: суп рассольник 14 рублей, бифштекс с яйцом 47 рублей и рис с овощами 27 рублей за порцию.
Адрес: г. Астрахань, ул. Брестская, 9а., в интернете: столовая100.рф +79170833300. Координаты GPS: N 46°19.48' E 48°1.7""
 
И началось….
 
Суббота стала днем «имени астраханской столовой». Ее цитировали, разбирали по косточкам гуру SMM, анализировали, как четко, соблюдая все каноны трафика и попадая в целевую аудиторию, работает копирайтер.
 
За выходные посещаемость блога выросла на 7 тысяч процентов. Кто-то из фейсбучных следопытов нашел страничку директора столовой Алексея Серебрякова и его фото пошло гулять по сети.
 
В понедельник Серебряков был вынужден развеять интригу, написав у себя, что   «Дорогие мои френды и подписчики, хочу разрушить ваше заблуждение на мой счет. Тексты для Столовой N100 пишет Капустин Сергей Борисович — мой друг и компаньон».
 
Естественно, мы позвонили каждому из сетевых героев, чтобы узнать, как чувствует себя их предприятие после такого взрыва популярности и обернулись ли лайки звоном монет и шелестом купюр. 
 
Сергей Капустин — слева, Алексей Серебряков — справа.
 
Тексты пишутся под аккомпанемент попугая 
 
В трубке за тысячу километров Капустина перебивает попугай. Слышно, как время от времени автор пассажей про рассольник и Пушкина прихлебывает утренний кофе. На часах – половина девятого утра. В столовой уже прошло «экстренное совещание, вызванное необычайной популярностью». 
 
«Нам очень приятна такая оценка, — отмечает Капустин. – Я, честно, не ожидал. Но директор, мой друг и компаньон, который решил когда-то, что нам надо вести блог, говорит, что он «все предвидел и просчитал». 
 
По образованию Сергей Капустин – историк. У себя в Фейсбуке пишет с «ятями». Несколько лет работал по специальности. Потом, когда «начал синеть от голода», друг детства позвал к себе. В середине девяностых друзья начали заниматься бизнесом – мотались  по стране по отделам снабжений заводов, выпускающих детали  для подшипников.
 
Со временем выяснилось, что «за циферки» в паре отвечает Серебряков, а за «буковки и хорошее настроение» — Капустин. Ему и было доверено вести блог столовой.
 
Начали в ноябре 2013.Сперва запостили фото накладной на овощи, сфотографировали соленый огурец. Получили лайк от посудомойки. Разместили пару мотиваторов и фото мотороллера на входе. К лайку посудомойки добавился лайк владельца мотороллера. Фото кассирши лайкнула сестра кассирши. В общем, не работало… Даже фото рыбки путассу по 20 рублей за голову не возбуждало. Немного оживило общественность фото с камеры наблюдения, когда в столовую приехал обедать казанский ОМОН.
 
 Потом запостили фотку не совсем удавшейся пиццы и написали, что «Новинка — Крымская пиццца. Ничего подобного лет двадцать не было не только у нас, но и вообще в России. И всего за 50 рублей». Указали GPS координаты — N 46°19.48' E 48°1.7. Народ зашевелился. В столовой поняли, что надо что-то менять.
 
И Капустин мобилизовался. Со временем стали появляться фееричные посты в странной эклектике одновременно в стиле Хармса, Ильфа и Петрова с Зощенко. Начиналось с упоминания исторической даты, к дате как-то подтягивался Пушкин, между делом упоминался директор, «цокающий копытами», заканчивалось анонсом акции: «рассольник 19 рублей, цыпленок диетический 69 рублей». 
 
Так и писали почти полтора года, собрав фанатов из местных. Пока не прогремели на всю страну. 
 
Директор столовой Алексей Серебряков в образе «черта с рогами».
 
«Спасибо, теперь мы знаем слово копирайтер»
 
«Слово копирайтер я узнал из комментариев к нашей страничке, – отмечает Капустин. -Так как моего художественного персонажа читатели назвали  копирайтером, то я его и дальше стал так величать. Хотя, наверное, это легкомысленно. Надо было уточнить, что такое копирайтер. К сожалению, я не профессионал и никогда не читал специальную литературу. Читаю русскую классику, кто ее читает, тот поймет аналогии в моих текстах».
 
Пушкин и котлеты 
 
Чаще директора, который «черт с рогами», в постах упоминается Пушкин. Капустин признается, что неравнодушен к классику. 
 
«Пушкина у нас  много. Пушкин – это все. Это гений, это величие, это красота. Я обожаю Пушкина. Это первая ассоциация с русскими писателями. Пушкина приятно просто взять, прочитать одну строфу и пойти дальше по своим делам. Я очень люблю Пушкина,» — в любви к поэту Капустин искренен  и многословен.  
Рассказал Сергей Борисович, как придумывает информационные поводы. Новый пост появляется по понедельникам, анонсирует очередную акцию на бифштекс или тушеную тыкву. В честь дня поэзии был рис с овощами за 27 рублей. 
 
«Как эти аналогии появляются? Ну, вот не могу сказать, – говорит Капустин. — Стараемся писать каждый понедельник. Но не всегда получается. Иногда просто нет настроения. Сейчас, когда у нас появились читатели, мы стараемся понедельники не пропускать. После прошедших выходных понял, что я теперь в кабале и анонсы будут каждый понедельник. Информационные поводы ищу, заглядывая в календарь, смотрю, что там пишут и озвучиваю» 
 
«Личный бренд директора» 
 
Пиарщики в субботу ломали копья, обсуждая «личный бренд директора». Что, мол, это очень четкий расчет, когда вот так, панибратски и немного издеваясь. «Наш директор, например, еще и ищет рифмы к словам «капустка» и «пароконвектоматушка». Ну и негодует тоже, не без этого» или «Это единственное, что отделяет нашего директора от канонизации. Ну и еще то, что он черт с рогами. В остальном же это святой человек и мы всегда это, со свойственной нам откровенностью, ему говорим, а он, со всей кротостью своею, не возражает». 
 
Мы спросили Серебрякова, не жмут ли ему рога, как ему живется в личине черта, сколько и кому он заплатил за разработку «личного бренда». Алексей долго смеялся в трубку и просил «перезвонить, когда успокоится». 
 
«Во-первых, он действительно «черт с рогами», это раз, – подтвердил Капустин. — Во-вторых, мы знакомы сорок лет. За это время он от меня такого наслушался, что в целом ему уже ничего не страшно. Нам по 45 лет. Расставались за это время лишь  дважды – сперва он уехал служить на Урал, потом кирзовые сапоги обул я. А так всегда вместе. С десяти лет вместе ходили в музыкальную школу. Видя нас по отдельности, волнуются: «где второй?». Путают – меня называют Сергеем Михайловичем, его Алексеем Борисовичем. Хотя Борисович – это я. Дочки Леши меня называют папой. Я их крестный. Ну, жены не путают и ладно…» 
 
На самом деле, между «директором» из котлетного эпоса и реальным Серебряковым мало общего. 
 
«Если говорить конкретно об Алексее, а не о персонаже из записочек, то он  очень душевный, верующий человек, – продолжил Капустин. — А персонаж «директор» родился неожиданно. Сперва был «шеф», потом стал директором, разросся, набрал вес. У него появились свои качества. А сам Алексей, конечно, не похож на этого лирического героя. Перед публикацией он всегда читает мои записочки и, если  есть замечания, я прислушиваюсь. И его «чуйка» не подводила. Написать я могу, что угодно. Но это должно приносить и пользу компании». 
 
Благодаря большой проходимости красивые девушки в столовой долго не задерживаются — быстро выходят замуж и уходят в декрет.
 
Уйдет ли Капустин в «Максим»? 
 
Известный глянцевый журнал, оценив способности Сергея Борисовича, заявил о готовности взять его в штат. Но Капустин покидать вкусно пахнущую плюшками столовую не планирует. 
 
«Про «Максим» я слышал, – подтвердил он. — Это журнал очень толстый и красивый».
 
На уточнение, что он наполовину «про голых  женщин», парировал, что «Связь между котлетами и женщинами прямая – котлет не бывает без симпатичных женщин». Но оставлять край лотосов Капустин не планирует, даже если заманчивое предложение поступит вновь.  
 
«То, что мои записочки понравились, это приятно, – поясняет автор. —  Одно дело, когда они пишутся под настроение и на коленке. Другое – профессиональная  деятельность. Вот ходите вы в сквер гулять по вечерам в свое удовольствие. Это отдых и смена деятельности. А, представьте, скажут «мы тебе за это деньги будем платить, если ты туда каждый вечер будешь ходить с семи до девяти». Это станет трудовой повинностью». 
 
Посетители в столовой — разные. Бывает, приезжают и на таких вот авто.
Бешеная  популярность пока не обернулась звоном монет
 
«Все признают, что у нас дешево и вкусно, — отмечает директор столовой Алексей Серебряков. – Но наша целевая аудитория все-таки несколько иная. Она не сидит в «Фейсбуке, она работает. Это полицейские, врачи «скорой помощи», таксисты. Мы ждем, что докатившись в виде цунами до Москвы и прогремев по центральным СМИ, наша слава дойдет и до местного телевидения и газет. Про нас напишут местные, снимут сюжеты. И наши потенциальные клиенты узнают про нас по старинке – из телевизора». 
 
Сейчас проходимость столовой – 300-400 человек в день. Средний чек – 150 рублей.
 
На анонсируемые в Фейсбуке блюда цену снижают примерно вполовину. Это принесло результаты: в январе и феврале был провал с посещаемостью, люди отчаянно экономили. Но сейчас народ вернулся. В сотрудников столовой это вселяет оптимизм. 
 
Кстати, на следующий же день после первого вала репостов в столовую пришло письмо. Якобы, от команды Лены Летучей и программы «Ревиззоро». Аноним сообщал, что блондинка в белых перчатках планирует навестить их столовую и за 20 тысяч рублей этот добрый человек обещал шепнуть, когда именно состоится визит, чтобы в столовой «подготовились». 
 
«Платить мы, конечно, никому не будем. А вот программу у себя ждем с нетерпением», — рассказал Серебряков. 
 
Детей в "Столовой №100" обожают — всячески тетешкают и дарят шоколад.
 
«Кубаньжелдормаш» — это не наш блог» 
 
Много в сети предположений, что блоги «Столовой №100 » и  «Кубаньжелдормаша» ведет один человек. Но Капустин категорически от этого отказывается. 
«Я слышал про их успех, — признается Сергей Борисович. – Но пока не читал, хочу выкроить на это время и получить лингвистическое удовольствие. Честно скажу, для них я не пишу». 
 
Почему эмблема столовой – «женщина с веслом»? 
 
Вторым по актуальности после того, кто автор блога, у публики был вопрос, почему символ столовой – женщина с веслом? 
«О, это просто, — рассмеялся Капустин. – Игра ассоциаций. Еда – это ложки. В армии ложки называют «веслами». Кормят нас женщины. Значит, женщина с веслом. Мы, правда, не эту даму хотели сделать эмблемой. Чуть другую. Такую, классическую парковую скульптуру из пятидесятых. Но в типографии фото к заказу потеряли, взяли первую попавшуюся, думали, подвоха не заметим. Но мы ругаться не стали, такую забрали. Висит у нас сейчас на входе, больша-а-ая такая». 
 
«Где этот чертов виртуоз слова?»
 
«Утром было экстренное совещание, посвященное нашей бешеной популярности, – признается Капустин. –  Я  чувствую себя крошкой Цахес. Неловко от свалившихся комплиментов. Я же все про себя знаю, кто я такой. А тут посыпались сторонние эпитеты, и я немного в них поверил. Но на работе не дают забыть, кто я такой. Тоже оперируют эпитетами. А прилагательные, как понимаете, бывают разными. На совещание меня сегодня искали по офису так: «Ну где этот чертов виртуоз слова?» 
 
Поговорив с нами, Капустин через четверть часа вывесил новый шедевр – про директора, бутерброд и Большой театр. Читайте его после сытного обеда здесь.
 
Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here