Азиатские тигры против Московских пробок

Для решения транспортных проблем города планируется привлечь не только отечественных, но и азиатских инвесторов Принудительно пересадить москвичей из личных автомобилей на общественный транспорт и тем самым хотя бы частично избавить город от пробок невозможно.
 
Даже если сделать въезд в центр города платным и поднять цены за парковку. Чтобы жители города предпочли машине трамвай или троллейбус, метро или электричку, передвигаться на них должно быть быстрее и удобнее. Без давки, с комфортом и с ветерком.
 
Решать эту задачу столичные власти предполагают через развитие сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). В ближайшие годы таких узлов в Москве будет построено 190, сообщил на проходившем в Гонконге девятом саммите недвижимости MIPIM Asia 2014 заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. Предполагаемый объем инвестиций составит десятки миллионов рублей. Лишь небольшая часть из них будет выделена из городского бюджета. Основные деньги планируется привлечь в качестве частных инвестиций. Именно общение с крупными азиатскими инвесторами и было основной целью поездки московской делегации в Гонконг.
 
ЧТО ТАКОЕ ТПУ? Прежде чем рассказать об итогах азиатского саммита, стоит немного пояснить, чем отличается ТПУ от, например, железнодорожного вокзала или пересадочной станции в метро. 
 
Идею строительства ТПУ московские власти подсмотрели именно в Азии. В том же Гонконге, в Токио, в других городах-миллионниках вокзалов в привычном для нас понимании этого слова просто нет. На их месте построены огромные архитектурные комплексы, которые объединяют в себе сразу несколько функций.
 
В подземных и цокольных этажах расположены собственно остановки транспорта, стоянки для автомобилей на сотни и тысячи мест. Приехав из-за города или с окраины ближе к центру на электричке или на машине, не нужно выходить на поверхность. Три минуты — и ты уже пересел на метро или на трамвай. А многим не надо даже пересаживаться, потому что над пересадочным узлом — многоэтажные офисные центры, где сосредоточены рабочие места сотрудников многочисленных компаний и корпораций.
 
Здесь же, в наземной части ТПУ, располагаются торговые и развлекательные центры, рестораны и фитнес-центры — все, что нужно городскому жителю. Рядом жилые кварталы, которые также входят в единый архитектурный ансамбль ТПУ. То есть, по идее, многим жителям азиатских мегаполисов в принципе не обязательно ежедневно пользоваться транспортом — ни личным, ни общественным.
 
Пять-десять минут пешком из дома до офиса. По дороге из офиса домой — поход в магазин или в кинотеатр, в парикмахерскую или в тренажерный зал. По пути, опробованному в Азии, пойдет и Москва.
 
ДЕЛО НА 200 МИЛЛИАРДОВ. Участию Москвы в форуме недвижимости и строительства MIPIM Asia 2014 предшествовали многочисленные консультации с азиатскими партнерами, которые являются явными мировыми лидерами в проектировании строительства ТПУ. 
 
Предварительные, но весьма обнадеживающие договоренности с архитектурными и инжиниринговыми компаниями из Шанхая, Пекина и Гонконга были достигнуты в мае этого года — во время визита мэра Москвы Сергея Собянина в Китай. И, выступая с докладом на MIPIM Asia 2014, глава московской делегации, заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин не скрывал тех надежд, которые возлагаются правительством Москвы на партнерство с азиатскими инвесторами.
 
Возможный инвестиционный потенциал совместных проектов чиновник оценил в 200 миллиардов долларов. 30 из них потребуется на развитие транспортной системы города — на строительство метро, дорог и транспортно-пересадочных узлов.
 
«Наша задача — увязать в единую транспортную сеть маршруты наземного общественного транспорта, линии метро и железной дороги, — объявил о планах Москвы Марат Хуснуллин. — Для этого планируем построить порядка 190 капитальных ТПУ. 
 
Объем недвижимости, которая может быть построена в составе узлов, оценивается в 15 миллионов квадратных метров. Мы хотим расширить присутствие частного капитала в этих проектах».
 
Понятно, что в нынешней непростой обстановке недостаточно просто обозначить свои цели и высказать пожелания к потенциальным партнерам. Прозвучали на форуме и слова о том, чем конкретно Москва может быть интересна инвесторам. Так, заметил Хуснуллин, если в Гонконге «с учетом всех согласований и обсуждений удается приступить к строительству транспортного объекта через пять лет, то это большая победа. У нас же на все про все уходит два года».
 
А сроки в строительстве важны и горожанам, и инвесторам, для которых каждый день простоя — недополученная прибыль.
 
ОТВЕТ НА ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС. Особое внимание обратил заместитель мэра на объемы жилищного строительства в связи с реализацией программы по строительству двух сотен ТПУ. По его оценкам, в рамках этой программы инвесторы смогут возвести до 15 миллионов квадратных метров жилья, что перекроет их расходы на строительство транспортной инфраструктуры.
 
То есть вырисовывается тот редкий вариант решения проблемы, когда в выигрыше все. Горожанам — качественный скачок в развитии общественного транспорта и миллионы квадратных метров относительно доступного жилья, современные архитектурные ансамбли на месте богом забытых промзон. Властям — снижение социальной напряженности, связанной с остротой транспортного вопроса, при щадящем режиме бюджетных расходов.
 
Инвесторам — гарантированная прибыль. В том числе и на перспективу, на стадии обслуживания построенной недвижимости.
 
«Как глава девелоперской компании хочу подтвердить колоссальный интерес к проектам ТПУ со стороны инвесторов, — озвучил на форуме мнение бизнес-сообщества генеральный директор ГК «Пионер» Андрей Грудин. — Наша компания с самого начала заявила о своем желании участвовать в создании этой качественно новой для Москвы транспортной инфраструктуры, понимая огромный потенциал подобных проектов.
 
Большое и перспективное направление — строительство 32 ТПУ на Малом кольце железной дороги. Это хорошая возможность не только участвовать в создании деловых и торговых центров в местах пересадок, но и комплексно застраивать при легающие территории, сегодня занятые неработающими фабриками и заводами».
 
С учетом уже строящихся ТПУ к 2020 году в Москве появится 225 транспортно-пересадочных узлов. И Москва будет уже другим городом — более удобным и привлекательным для жизни.
Азиатские тигры против Московских пробок  фото

Читайте также

Фильтр