Бабка-кот, Топтач и другие

    Иллюстратор Ксения Копалова населила Москву придуманными ею духами

    Ксения Копалова

    Художник-иллюстратор Ксения Копалова придумала искусственную городскую мифологию, продиктованную современными реалиями. На фаянсовых изразцах она изобразила восемь духов, которые покровительствуют разным жизненным аспектам горожанина, и расклеила их по Москве.

    Например, Бюрократица живет в некоторых офисных зданиях и тормозит там всю работу, а Перекрестень обитает на дорогах, он часто зол и любит неожиданно появляться перед водителями. Для задабривания духа необходимо положить несколько монет на его алтарь.

    Ксения также считает, что такие изразцы помогут сделать серую бетонно-стеклянную Москву теплее и уютнее и расширят понятие дома, которое обычно заканчивается за дверями наших квартир.

    Бюрократица — вредоносный дух, от которого сложно избавиться. Она селится в офисных зданиях, часто госучреждениях, и останавливает в них работу. Чтобы ужиться с Бюрократицей, сотрудники офисов выработали множество обязательных каждодневных ритуалов.
    Бюрократица — вредоносный дух, от которого сложно избавиться. Она селится в офисных зданиях, часто госучреждениях, и останавливает в них работу. Чтобы ужиться с Бюрократицей, сотрудники офисов выработали множество обязательных каждодневных ритуалов.
    Топтач — согласно легендам, дух когда‑то был покровителем малого бизнеса, но потерял свою силу, и теперь он просто топчется на одном месте возле входа в метро.
    Топтач — согласно легендам, дух когда‑то был покровителем малого бизнеса, но потерял свою силу, и теперь он просто топчется на одном месте возле входа в метро.

    ПРОЕКТ. Изразцы с духами — это дипломный проект Ксении в Британской выс­шей школе дизайна, она тщательно и долго искала свою тему. Так, иллюстратора интересуют традиционные ремесла.

    «Мне нравятся эти техники, начиная от дымковской игрушки и заканчивая изразцами, — рассказывает Ксения Копалова. — Но надо отметить, что, к сожалению, традиционные ремесла у нас развиваются слабо и по большей части воспроизводятся в сувенирно-туристическом контексте. Только отдельные редкие энтузиасты иногда делают что‑то современное и актуальное на эту тему. Поэтому проект с изразцами — моя скромная попытка внести вклад в переосмысление традиционных русских ремесел».

    Кроме этого, иллюстратор отмечает, что ей не хватает ощущения дома в городе. За дверью квартиры ощущение своего пространства обычно заканчивается, но важно не потерять его и вне своих четырех стен. Поэтому формат изразца стал метафорой дома в проекте. Чтобы понять это, достаточно вспомнить, что пару веков назад в России в богатых домах печи облицовывали изразцами. От печи шло тепло, возле нее собиралась и проводила уютные вечера вся семья.

    Обережник — это дух, который селится недалеко от входов в магазины и торговые центры. Его появление провоцирует стопка сканвордов. Иногда заводятся по несколько духов сразу, тогда они переговариваются между собой на большие расстояния особым способом. Есть поверье, что Обережник защищает от воров, но это не точно.
    Обережник — это дух, который селится недалеко от входов в магазины и торговые центры. Его появление провоцирует стопка сканвордов. Иногда заводятся по несколько духов сразу, тогда они переговариваются между собой на большие расстояния особым способом. Есть поверье, что Обережник защищает от воров, но это не точно.
    Перекрестень — дух дорог, часто селится на перекрестках, дорогах и там, где он может спрятаться и появиться неожиданно. Он часто зол, поэтому для задабривания духу необходимо оставлять немного монет на алтаре. Если этого не сделать, то начинают «сходить с ума» навигаторы у водителей, появляются проб­ки и ремонтники на дорогах.
    Перекрестень — дух дорог, часто селится на перекрестках, дорогах и там, где он может спрятаться и появиться неожиданно. Он часто зол, поэтому для задабривания духу необходимо оставлять немного монет на алтаре. Если этого не сделать, то начинают «сходить с ума» навигаторы у водителей, появляются проб­ки и ремонтники на дорогах.

    ВОПЛОЩЕНИЕ. Ксения долго пыталась сделать дипломной работой пейзаж, но, по ее словам, постоянно получалось не то, чего хотелось бы на самом деле. Иллюстратор решила оставить эту идею и переключиться на персонажей.

    Первые же наброски оказались удачнее всей предыдущей работы, и вокруг появившихся героев уже сама собой завязалась история — искусственная мифология. После зарисовок дело перешло к воплощению. Вначале нужно было слепить изразец. Затем, чтобы изготовить несколько его копий, — снять с него гипсовую форму, в которую потом заливался жидкий фаянс. После высыхания изразец необходимо обжечь, покрыть глазурью и обжечь снова.

    Айгуль-краса — обитает в салонах красоты, расположенных на окраине города. Дух покровительствует дамам, ищущим успеха в отношениях, любовных делах. Поверье состоит в том, что если посещать «храм» этого духа хотя бы раз в неделю, то необходимый успех гарантирован.
    Айгуль-краса — обитает в салонах красоты, расположенных на окраине города. Дух покровительствует дамам, ищущим успеха в отношениях, любовных делах. Поверье состоит в том, что если посещать «храм» этого духа хотя бы раз в неделю, то необходимый успех гарантирован.
    Бабка-кот — это дух, который живет возле подвалов домов. Он покровительствует домашнему уюту и может принимать два обличия — бабки, которая кормит кота, или кота, которого кормит бабка. Бабке-коту необходимо преподносить еду, оставляя ее рядом с подвалом или подъездом.
    Бабка-кот — это дух, который живет возле подвалов домов. Он покровительствует домашнему уюту и может принимать два обличия — бабки, которая кормит кота, или кота, которого кормит бабка. Бабке-коту необходимо преподносить еду, оставляя ее рядом с подвалом или подъездом.

    Работа над одним экземпляром занимает примерно 2 недели. Керамика становится предсказуемым процессом только при солидном опыте, добавляет иллюстратор, поэтому у нее получалось все не с первого раза. Проб и ошибок было много, в итоге на изготовление восьми плиток ушло около двух месяцев.

    Готовые изразцы Ксения клеила ночью, чтобы избежать лишних расспросов и внимания. Затем она возвращалась на эти места днем и фотографировала работу. Места для расклейки иллюстратор выбирала неслучайно. Каждый дух должен жить в месте, ему предназначенном.

    Обережник — у входа в торговый центр, Айгуль-краса на клумбе с цветами рядом с салоном красоты, Бабка-кот — возле подвала и т. д. Со временем часть изразцов пропала. Иллюстратор до сих пор не знает, сняли ли плитки, потому что «не положено» им там висеть, либо кому‑то они просто понравились.

    Продолжать проект и придумывать новых духов Ксения не планирует, но дальнейшие свои работы хочет посвятить теме города, личного и публичного в нем.

    Серый — любит носиться по ночам по городу и будить спящих жителей страшным ревом. Постоянно курит трубку, которая чадит отвратительным дымом. Он настолько ядовит, что Серый сам носит оберег в виде елочки. Живет возле автосервисов, шиномонтажа и заправок.
    Серый — любит носиться по ночам по городу и будить спящих жителей страшным ревом. Постоянно курит трубку, которая чадит отвратительным дымом. Он настолько ядовит, что Серый сам носит оберег в виде елочки. Живет возле автосервисов, шиномонтажа и заправок.
    Былбыл Разбоев — обычно обитает во дворах, возле мусорных контейнеров. Он пугает местных жителей своим чужеродным видом и песнями на странном языке духов, которые доносятся из маленького приборчика в его руках.
    Былбыл Разбоев — обычно обитает во дворах, возле мусорных контейнеров. Он пугает местных жителей своим чужеродным видом и песнями на странном языке духов, которые доносятся из маленького приборчика в его руках.
    Поделиться