«Балтика» и губернаторы четырех регионов обсудили актуальные вопросы регулирования пивоваренной отрасли

В рамках ПМЭФ президент компании «Балтика» Яцек Пастушка и главы Тульской, Ярославской, Самарской областей и Хабаровского края провели рабочие встречи, в рамках которых обсудили необходимость рационального подхода к регулированию рынка пива, законодательные инициативы, которые могут негативно сказаться на отрасли, а также условия развития бизнеса в регионах.  

В течение двух дней Яцек Пастушка, президент компании «Балтика», встретился с Вячеславом Ивановичем Шпортом, губернатором Хабаровского края; Дмитрием Игоревичем Азаровым, ВРИО губернатора Самарской области; Алексеем Геннадьевичем Дюминым, губернатором Тульской области; Дмитрием Юрьевичем Мироновым, губернатором Ярославской области.

Участники встреч отметили важность продолжения конструктивного диалога отрасли и властных структур по актуальным вопросам, назревшую необходимость взвешенного подхода к регулированию рынка пива и обсудили законопроекты, которые могут нанести существенный урон как индустрии в целом, так и экономике региона.  В частности, инициативы депутатов Государственной Думы о дальнейшем ограничении объема потребительской ПЭТ-упаковки для производства и оборота алкогольной продукции, а также предложение включить пивоваренную продукцию в список товаров, подлежащих обязательной маркировке.

В 2017 году вступило в силу ограничение допустимого объема пластиковой упаковки для пива до 1,5 литров. Именно оно стало основным драйвером падения рынка пива в 2017 году, которое, по оценкам «Балтики», составило около 5%.  При этом за последние 10 лет вследствие ужесточения регулирования и существенного роста акцизов рынок пива уже сократился на 40%, что негативным образом отразилось на объемах налоговых поступлений в региональные бюджеты, сокращении числа пивоваренных производств и занятости населения.

Позиция «Балтики» по данному вопросу такова: прежде чем принимать решение о дальнейших ограничениях, необходимо провести оценку фактического воздействия (ОФВ) закона о запрете продажи алкогольной продукции в ПЭТ объёмом более 1,5 литров.

Пивоваренная отрасль на протяжении многих лет обеспечивала практически 100% собираемость акцизов, а «серый» рынок отсутствовал. Последовавшее приравнивание пива к крепкому алкоголю и усиление законодательного давления создали предпосылки для изменения ситуации.

В то же время сегодня нет ни инструментов изучения, ни подтвержденных объективных данных о размерах нелегального рынка пива.  И прежде, чем принимать решения о методах борьбы с ним, необходимо понять все уровни проблемы: выделить драйверы и механизмы роста «серого» рынка, определить его географию, реальные масштабы, и прогнозы развития. В текущий момент на законодательном уровне обсуждается возможность введения маркировки пивоваренной продукции. Однако в условиях, когда у регулятора отсутствует четкая картина нелегального рынка, применение подобных мер выглядит не логично и может, наоборот, подстегнуть рост «серого» сегмента. Кроме того, очевидно, что ужесточение регулирования ударит в первую очередь по игрокам, действующим в легальном поле, приведет к ухудшению бизнес-климата в отрасли и формированию неучтенного оборота.

В рамках встреч также было отмечено, что в текущих условиях необходимо взвешенно подходить к вопросам введения любых дополнительных ограничений для отрасли, а в качестве инструментов контроля целесообразно использовать уже существующие меры регулирования. Так, например, введение маркировки не оправдано, не поможет достигнуть поставленных целей, и при этом негативно повлияет на законопослушных участников рынка.

Формат встреч позволил дополнительно обсудить перспективы развития компании «Балтика» в регионах присутствия и рассмотреть интересующие каждую из сторон вопросы для ещё большей интеграции заводов в местную экономику.

Яцек Пастушка, президент компании «Балтика», исполнительный вице-президент Carlsberg Group по региону Восточная Европа: «Хочу поблагодарить глав Тульской, Воронежской, Ярославской, Самарской областей и Хабаровского края за возможность встретиться на площадке ПМЭФ и в конструктивном ключе обсудить актуальные вопросы, которые волнуют нас в регионах расположения заводов компании «Балтика». Мы надеемся на дальнейшее активное сотрудничество и всегда рады продолжать диалог для развития бизнеса».

Поделиться