Берем из мирового опыта лучшее

Без ТПУ сегодня нельзя представить ни один мегаполис планеты — без них пересадить горожан на общественный транспорт невозможно. В последние годы в столице России власти также уделяют большое внимание возведению подобных объектов. К 2020 году в Москве должно появиться около 225 ТПУ. Главная задача — вписать их в инфраструктуру города, сделать удобными для москвичей и привлекательными для инвесторов. Вот как с этой задачей справляются в других странах.
 

Вена (Австрия)

Основная задача Центрального вокзала Вены — создание высокоэффективных связей между севером и югом, востоком и западом, что позволит ему стать главным транспортным узлом в трансъевропейской железнодорожной сети. Проектом предусмотрено освоение площади 109 гектаров — это крупнейший инфраструктурный проект Вены. Он предусматривает не только преобразование вокзала в ТПУ, но и развитие целого района. На месте пустых складов и заброшенных железнодорожных объектов появятся современные офисные здания.
 
Коммерческая недвижимость и живописный парк площадью 80 гектаров отделят жилые кварталы от путей. В центре нового района вырастет университетский городок.
 
Вена получит 550 тысяч квадратных метров офисных площадей, 5 тысяч новых квартир для 13 тысяч жителей, парк, школу и детский сад. Можно смело сказать, что здесь будет создан «город в городе» с высоким качеством жизни и труда для 30 тысяч человек. Новый проект соединен с центром города сетью маршрутов общественного транспорта, а также сетью велосипедных и пешеходных дорожек. В торговом центре площадью 20 тысяч квадратных метров будет размещено около 100 магазинов, множество ресторанов и кафе. Под станцией строится гараж, рассчитанный на более чем 600 автомобилей, а также три велосипедные парковки в общей сложности на 1100 мест.
 
Инвестиции: 4 миллиарда евро, из которых 987 миллионов евро необходимы для развития транспортной инфраструктуры.

 

«Штутгарт 21» (Германия)

Прекрасный проект редевелопмента территории в «старом» городе площадью около 100 гектаров земли, высвобождаемой от железнодорожных путей. 50 гектаров предназначены для комплексного развития (20 тысяч рабочих мест, 11 тысяч квартир), 20 гектаров — для расширения существующих парков. Еще на 10 гектарах будут созданы общественные пространства. Этот проект — уникальная возможность сформировать новые районы прямо в сердце города.
 
В отличие от многих мегаполисов, где новые жилые кварталы могут быть созданы только в пригородах, освобождаемый от путей участок дает толчок для роста в «старом» Штутгарте. На протяжении 20 лет здесь будут постепенно создаваться новые привлекательные жилые и рабочие районы.
 
Несмотря на то, что в результате редевелопмента останется только половина от имеющегося сейчас количества путей, вокзал сможет обслуживать большее количество поездов. Чтобы максимально эффективно использовать все возможности для развития, крышу вокзала, терминал которого спрячется под землей, решено использовать как пешеходную зону, которая сформирует также новую площадь.
Берем из мирового опыта лучшее  фото
Центральный вокзал, Берлин (Германия)

 

Стратфорд, Лондон (Англия)

Строительство нового международного вокзала Стратфорд в Лондоне к Олимпиаде 2012 года стало катализатором развития 132 гектаров земли в восточной части английской столицы. Благодаря возможности быстро наладить удобные железнодорожные связи он был выбран в качестве ТПУ по обслуживанию Игр. Рядом возводились спортивные объекты, включая олимпийский стадион, акватикс-центр и велопарк.
 
Всего проектом развития территории предусмотрено строительство 3 миллионов 200 тысяч квадратных метров недвижимости (пять тысяч домов, а также офисов, школ, общественных мест, муниципальных и других зданий, что сделает это место одним из центральных в восточном Лондоне) и создание 45 тысяч рабочих мест. Также с центром города вокзал связывает торговая галерея, претендующая на звание крупнейшего шопинг-центра Европы.
 
Инвестиции: 1,4 миллиарда фунтов.
 

Вокзалы Кингс-Кросс и Сент-Панкрас, Лондон (Англия)

В 1996 году было принято решение использовать Сент-Панкрас — вокзал викторианской эпохи — как терминал для международного сообщения скоростных поездов, следующих под Ла-Маншем. Перед архитекторами стояла непростая задача: создать ТПУ XXI века с со-временными удобствами, способными удовлетворить самых требовательных путешественников, и в то же время максимально использовать его как историческое здание.
 
Станция сейчас знаменита как один из самых прекрасных примеров викторианской архитектуры и инженерии. Обустроено 55 гектаров городской территории. Общая площадь нового строительства — около 2,5 миллиона квадратных метров недвижимости: 23 офисных здания, 17 жилых домов, 35 тысяч новых рабочих мест.
 
Инвестиции: 1 миллиард фунтов стерлингов.
 

Футако-Тамагава (Япония)

Вопрос о необходимости перепланировки территории вокруг крупного железнодорожного узла возник еще 30 лет назад. В то время как западная сторона железнодорожной станции стала магнитом для покупателей и посетителей, поскольку универмаг и места для досуга появились там еще в 1969 году, восточная сторона оставалась практически нетронутой в течение многих десятилетий. Там было несколько небольших магазинов, но инфраструктура была совершенно не развита. Например, там даже были улицы, не имеющие тротуаров.
 
Первая фаза проекта завершена в марте 2011 года. В результате к востоку от станции появилось два новых торговых центра, 16-этажное офисное здание и пять жилых домов. Очередной этап реконструкции должен быть окончен в 2015 году. К этому времени в районе должны вырасти еще два коммерческих здания, отели, кинотеатры и новый общественный парк. Кстати, небоскребы здесь будут до 151 метра высотой.
 

Центральный вокзал, Берлин (Германия)

Он был открыт в 2006 году к чемпионату мира по футболу, на месте прежнего вокзала Леттер. Сейчас считается самым большим в Европе. Ежедневно он принимает около 300 тысяч пассажиров. Общая площадь территории — 90 тысяч квадратных метров, из которых 15 тысяч метров отведены под ритейл. На трех уровнях в самых привлекательных зонах площадью от 30 до 1400 квадратных метров располагаются магазины и рестораны.
 
Станция обеспечивает широкий спектр услуг: здесь можно найти пункты проката автомобилей, парикмахерские и современные санитарные помещения, багажную службу, центры путешествий, сервисные пункты. Офисная составляющая проекта представлена двумя 12-этажными башнями высотой 46 метров и общей площадью около 50 тысяч квадратных метров. Они перекинуты над стеклянной крышей вокзала в направлении с востока на запад, как мосты. С подземного уровня вокзала, где расположены пути поездов дальнего следования, обеспечен доступ к автостоянке, с которой есть непосредственный выезд на федеральную магистраль. Недалеко от вокзала расположены остановки автобуса, трамвая, стоянки такси.
 
Берлинский вокзал имеет высококлассное техническое оснащение: уровни вокзала соединяют 54 эскалатора и лифты — 5 панорамных, 9 пассажирских и 7 грузовых.
 
Использованы материалы из книги «Лучшие вокзалы мира — проекты модернизаций» (выпускается ОАО «РЖД — развитие вокзалов» и ОАО «Гипрогор» (Минрегионразвития).

Читайте также

Фильтр