Библиотека: перезапуск

    После ремонта. Работы в библиотеке завершатся в ближайшие выходные. «Парадных фото» пока нет — расставляют мебель. Как уверяют авторы проекта, реальность полностью совпала с визуализацией, разработанной дизайнерами. Фото: @biblioteka.mechty
    После ремонта. Работы в библиотеке завершатся в ближайшие выходные. «Парадных фото» пока нет — расставляют мебель. Как уверяют авторы проекта, реальность полностью совпала с визуализацией, разработанной дизайнерами. Фото: @biblioteka.mechty

    Москвичи провели удивительный эксперимент: не имея ни копейки стартовых денег, за лето полностью преобразили библиотеку в интернате подмосковного Волоколамска. Деньги на ремонт собрали «всем миром»

    В стиле «хайтек»

    Это будет история из серии «прилетел вдруг волшебник в голубом вертолете». В начале лета 168 детей из школы–интерната Волоколамска уходили на каникулы, сдавая учебники в серую, скучную библиотеку. Они вряд ли вспомнят, как выглядело это советское наследие — там были гнилые полы и гуляли сквозняки. А 4 сентября здесь ожидается настоящий ажиотаж — детвору ждет полностью обновленная библиотека в стиле офисов передовых технологических компаний.

    За лето здесь появились новые полы и оконные рамы. Привезли современные стеллажи, удобные стулья и кресла-мешки жизнерадостного ярко-салатового цвета, компьютеры, проектор и экран. А еще — три тысячи новых книг. Старые, особенно любимые, и те, что нужны по школьной программе, тоже вернулись.

    Как это было. До реконструкции в интернате была классическая «советская библиотека». Необходимые для учебы книги и учебники были. Но дети в библиотеке не задерживались. В помещении было холодно и откровенно скучно. Фото: @biblioteka.mechty
    Как это было. До реконструкции в интернате была классическая «советская библиотека». Необходимые для учебы книги и учебники были. Но дети в библиотеке не задерживались. В помещении было холодно и откровенно скучно. Фото: @biblioteka.mechty

    Что за богач здесь чудил?

    Самое интересное, что 4 сентября, когда в интернате начнется полноценный учебный год, на пороге обновленной библиотеки не будут стоять важные люди в костюмах, местная администрация и прочие «уважаемые люди». Не будет громких официальных речей, караваев, установки памятных табличек и релизов пиар-служб.

    Преображение библиотеки — частная инициатива. Ее полностью реконструировала команда из пятнадцати человек. Самому младшему 20 лет, самому старшему — 47.

    До этой весны они даже не знали друг друга. Познакомились на тренинге личностного роста, куда каждый пришел в довольно понуром состоянии — из-за семейных проблем или проблем с карьерой. Финальным заданием, своеобразной «дипломной работой» тренинга стала непростая задача: не потратив ни копейки личных денег, серьезно помочь тому, кто сам в силу здоровья или возраста не может справиться с какой-то важной проблемой. Сферу и способ помощи надо было придумать самим. Помощь обязательно должна была быть материальной — но не денежной.

    Фабрика идей

    Вариантов было много. Большинство идей сводилось к формату работы благотворительного фонда — купить лекарства или инвалидную коляску.
    Но в итоге самую интересную мысль подала бывший библиотекарь. Она рассказала, что программа модернизации городских библиотек коснулась лишь Москвы, что в столице сейчас это мультимедийные центры, а за МКАД — все тот же тлен и уныние со старыми подшивками газет.

    Составив список из ста интернатов и детских домов, молодые люди стали обзванивать учреждения. Отклик их добрая инициатива нашла не сразу — где‑то в штате не было библиотекаря, а это значит, что обновленная библиотека пустовала бы. Где‑то директор не был готов к реформам. В итоге «приезжайте, очень ждем» москвичи услышали от директора Волоколамской школы-интерната Елены Крошко. В этом учебном заведении сейчас находится 168 детей. Почти все они попали сюда уже в сознательном возрасте — их мамы-папы либо погибли, либо были лишены родительских прав. Почти у всех есть опекуны, и выходные они проводят дома. В дет­стве большинству из них много читали. Интерес к книгам есть. И — что очень важно! — есть увлеченный делом библиотекарь.

    С миру по нитке

    Оценив масштабы работ, москвичи поняли, что на весь проект по­требуется более двух миллионов рублей. На краудфандинговую платформу не пошли — там собирают на проекты, которые в дальнейшем должны приносить прибыль. Библиотека под эту категорию не попадает. Создали в соцсетях группы, пошли по друзьям и знакомым. И люди откликнулись!

    — Переводы были разными. От 100 до 500 рублей. Один человек на самом старте перевел сразу 50 тысяч, это позволило нам начать работы по замене полов, — рассказывает участник стройки. — Удивило, что очень много было зарубежных переводов.

    Например, написала женщина из Америки. Ее дочки участвуют в благотворительных ярмарках и очень любят этот формат. Но ярмарки в школе прошли. Тогда девочки, а дело было в июле, сделали домашний лимонад и пошли продавать его на местном пляже. Заработали и перевели нам сто долларов. Были переводы из Чили, много людей откликнулось из Испании и Германии.

    Соцсеть оказалась удивительно эффективной. Многие предприниматели дарили сертификаты на свои услуги, билеты на концерты. Мы все это продавали также через соцсети. В итоге нужная сумма, чуть больше 2 миллионов, была собрана за полтора месяца. Многие просто привозили стройматериалы или книги. Мы рассказывали в сетях, на какие работы ушли деньги жертвователей.

    Библиотечный фонд

    Но библиотека не могла бы работать без главной составляющей — детских книг. Команде пошло на встречу издательство «Эксмо», отгрузили партию в три тысячи книг существенно ниже себестоимости: в среднем, 30 рублей за томик.

    — Это все книги для внеклассного чтения. Нужды школьной программы библиотека закрывала за счет госбюджета, — рассказывает куратор проекта. — А вот книг, которые по‑настоящему влюбляют в чтение, было немного. Список мы составляли вместе с библиотекарем. А потом сели и вспомнили, что сами в детстве читали взахлеб. И что любят дети сейчас.

    В итоге получилось очень здорово. Еще мы купили много развивающих настольных игр и оформили подписку на все дет­ские журналы, что смогли найти в каталоге. Мы хотим, чтобы библиотека стала местом общения, площадкой, куда хочется бежать после уроков.

    Директор рассказывает, что информация о «сюрпризе» уже просочилась в детский коллектив. Нам бы очень хотелось посмотреть, как школьники отреагируют. Но таковы правила — мы сделали доброе дело и ушли. Дети должны верить в чудеса. Мы сами не знали, что роль волшебников так увлекательна. Проект нас вдохновил, мы не хотим ставить точку. Прямо сейчас сядем и обсудим, кому мы еще можем пригодиться.

    Команда, отремонтировавшая библиотеку, сдержит обещание и не будет устраивать шоу в честь открытия библиотеки. Но участники проекта не против, если компании, занимающиеся организацией празд­ников, захотят своими силами организовать в новом пространстве праздник или лекцию. Контакты администрации школы-интерната есть в редакции, если вы хотите перехватить эстафетную палочку, пишите на адрес amayantseva@mr-msk.ru, мы поможем связаться с администрацией школы-интерната. Новости проекта можно читать и в «Фейс­буке» — в группе «Библиотека, где начинаются мечты».

    Газета «Мой район» совместно с Федеральным агентством по печати делает проект «Как приучить ребенка читать». Мы расскажем о том, что чтение книг может быть более занимательным, чем увлечение гаджетами. Познакомим с новыми интересными писателями, вспомним незаслуженно забытых классиков. Расскажем о самых интересных книжных новинках. Мы приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вы хотите рассказать о своем опыте, как вы приучали детей к чтению, присылайте свои идеи по адресу: amayantseva@mr-msk.ru.

    Поделиться