Большой и гордый



Большой и гордый  фото




Cамолет. Именно этот борт попал в Википедию под названием «Голубая мечта». Так назвали его энтузиасты, занимающиеся реставрацией. Фото Ивана АФАНАСЬЕВА

Уникальный советский самолет, в течение 20 лет ржавевший на тушинском аэродроме, скоро снова сможет летать. Уже третий год его восстанавливают летчики-любители на собственные деньги.

РАРИТЕТ. «Мне его было безумно жалко. Такой большой, красивый, гордый самолет вдруг стал никому не нужен », — Андрей Иванов, пилот-любитель, описывает транспортный Ил-14T, который он восстанавливает (бывают, кстати, и пассажирские модели этого самолета).

С начала 1990‑х годов за самолетом никто не присматривал: в нем ночевали бездомные, с крыльев катались как с горки, хвостовой руль дети использовали как качели. За годы самолет сильно пострадал. Вандалы срезали проводку, выбили стекла, сломали приборы в кабине.

Андрей Иванов оказался первым, кто за 20 лет проявил интерес к судьбе Ила. При этом в России осталось всего пять таких машин, которые можно поднять в воздух, хотя вплоть до 1980‑х годов пропеллерные «Илюши» летали по всей стране, перевозя пассажиров и грузы. В течение нескольких лет Ил-14 был основным пассажирским самолетом на внутренних линиях СССР. А по словам Андрея, именно этот Ил возил грузы во время конфликта в Корее в 50-х.

МЕЧТА. Андрей Иванов увлекается авиацией с детства. Некоторое время занимался планеризмом, потом купил подержанную Cessna за 35 тысяч долларов. На нем долетел от Камчатки до Москвы. Его он назвал «Вжик» в честь мухи из мультфильма «Чип и Дейл».

В 2010 году Андрей и его друг Владимир связались с «Федерацией любителей авиации», которой принадлежал Ил на тушинском аэродроме, и попросили отдать им самолет для реставрации.

КОМАНДА. Вскоре к Иванову присоединились еще несколько человек, таких же, как он, любителей авиации. Работы предстояло много: починить проводку, заменить проржавевшие клепки на обшивке, перебрать оба двигателя и многое другое.

Сейчас над реанимацией самолета трудится 30 человек. У команды реставраторов нет спонсоров или какой‑то иной поддержки. Запчасти и инструменты покупают за свои деньги.

При этом богачей среди добровольцев нет: Андрей Иванов, к примеру, получает в месяц около 40 тысяч рублей, работая наемным директором в одной из общественных организаций. Как он сам признается, большую часть денег тратит на свое увлечение. «Все свободное время авиации отдаю», — признается он.

У Андрея цель — сберечь редкую машину и полетать на ней. «Очень уж мне хотелось почувст­вовать этот аппарат в воздухе в своих руках!» — говорит Иванов. Самолет он окрестил «Голубой мечтой».


СПАСТИ ИСТОРИЮ

Реставраторам Ила всегда требуется помощь. Нужны деньги на запчасти и, что куда важнее, помощь специалистов, знакомых с авиатехникой. Связаться с Андреем Ивановым, координатором проекта, можно через его блог vulkan-avia.livejournal.com или по телефону 8-926-210- 26-04.

«ПИНГВИН»
В октябре этого года совершил свой первый полет еще один отреставрированный энтузиастами Ил-14. Он долгое время стоял на аэродроме «Мячково». Самолет назвали «Пингвином» из‑за того, что борт принимал участие в антарктических экспедициях.

Читайте также

Фильтр