Броня на «Ниве»

    Легкий броневой автомобиль, который выпускался в 1936-1942 годах в СССР (в нескольких вариациях). Эти машины, состоявшие на вооружении Красной армии, участвовали в боях на Халкин-Голе, в советско-финской и Великой Отечественной войнах. Использовались как разведывательные и связные машины. Для участия в боевых действиях у БА-20 была слишком тонкая броня.

    Фанаты старой техники воссоздают ходовые модели редких советских машин

    «У меня работа офисная, сидячая. Размяться и повозиться в гараже по выходным с железками приятно», — говорит Артем Лушников из Москвы.

    ВЕС: 2,5 тонны
    ВМЕСТИМОСТЬ: 2-3 человека
    СКОРОСТЬ: до 90 км / ч
    ДЛИНА: 4,31 м
    ШИРИНА: 1,75 м
    ВЫСОТА: 2,13 м

    Он вместе с единомышленниками из Военно-технического общества создает ходовые макеты советской военной техники, восстанавливает автомобили армий СССР и России. Машины участвуют в парадах, реконструкциях, выставках.

    АВТОПАРК. В Военно-техническом обществе есть те, кто значительную часть жизни посвятил службе, а после окончания увлекся восстановлением техники. Кто-то пришел сюда из клубов реконструкторов.

    НУЖНЫ РУКИ. В клубе «До. Бро. Тан.К» (входит в Военно-техническое общество) восемь постоянных участников. Им нужны люди, которые интересуются техникой и могут выполнять ее ремонт. Они должны понимать, что им придется бесплатно тратить на это свои выходные дни. Если вы хотите присоединиться к клубу, спишитесь с его участниками в группе ВКонтакте — vk.com/do_bro_tan_k

    Лушников начал интересоваться техникой после увлечения страйкболом. Это военноспортивная игра — как правило, с сюжетом, почерпнутым из истории, все участники вооружены «мягкой пневматикой».

    «Бегать с автоматом как-то надоело. А вот передвигаться во время игры на машине стало интересно. Это какой-то новый уровень», — замечает Артем Лушников.

    Сегодня в автопарке Военно-исторического общества около 20 машин: броневики БА-20 и БА-64, БТР-40, БРДМ, ГАЗ-АА. Кроме того, ведется сборка ГАЗ-67 и легкого танка. Большинство машин хранится в подмосковных гаражах, где их восстанавливают.

    Некоторые машины, как собранный Артемом Лушниковым броневик БА-20, — не аутентичные, их собирают из бросовых материалов. В конструкции встречаются и современные запчасти, например двигатели и коробки передач.

    СВОИМИ РУКАМИ. При сборке приходится оперировать старыми журналами, консультироваться с историками и работниками специализированных музеев. Когда Артем Лушников решил собирать броневик БА-20, то обнаружилось, что в России нет ни одного музея техники с оригиналом машины. Эти броневики были массово уничтожены в первые месяцы Второй мировой. Настоящий броневик БА-20 можно увидеть лишь в танковом музее финского города Парола.

    БА-20 собирали по чертежу в приложении к журналу «Автомобилист-конструктор» советских времен. На чертеже был указан только масштаб, без размеров. Приходилось перемерять все детали и производить их в указанном масштабе. Многое приходилось переделывать по нескольку раз. Например, раму для броневика переваривали четырежды. И все равно она получилась кривоватой, признает Артем Лушников.

    ПОУЧАСТВОВАТЬ В БРОНЕПРОБЕГЕ17 июня в Москве стартует первый бронепробег «Дорога мужества», который пройдет по территории России и Белоруссии. Его организовывает Военно-техническое общество. Маршрут пробега: Москва-Брест-Москва — и он полностью совпадает с тем, на кото- ром оборонялись советские воины в 1941 году. В акции примут участие 15 единиц техники — демилитаризованные БТР и БРДМ . Организаторы приглашают к сотрудничеству тех, кто может быть волонтером пробега или готов поучаствовать в нем со своей техникой. Пишите о себе на почту info@voentex.ru

    Для изготовления машины использовали сырье из пункта приема металлолома, а также двигатель и коробку передач от легковой «Нивы». Эти современные запчасти Артему продал пожилой владелец легковушки. Его машину украли, спилили номера с двигателя, но позже ее обнаружили сотрудники полиции. Ездить на ней без номеров было нельзя, зато в качестве мотора для БА-20 ее двигатель вполне подходил.

    Много трудностей возникло с изготовлением башни. Сварить круглую деталь из толстого металла в условиях обычного гаража людям, не имеющим образования автомеханика, было сложно.

    ЭКСПЛУАТАЦИЯ. Машины Военно-технического общества участвуют в исторических реконструкциях, парадах, выставках, военно-патриотической игре «Сутки на броне» с участием настоящих боевых машин, мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы.

    РЕМОНТ. Чаще всего у ходовой модели броневика БА-20 приходится чинить фары. На них опираются зрители, из-за чего те ломаются. Ремонтом занимаются все желающие, но москвич Николай Смагин (на фото) выполняет его чаще остальных членов Военно-технического общества.
    Броневик БА-20, в отличие от других машин, до места проведения мероприятий приходится доставлять на эвакуаторе. Он не имеет права двигаться по дорогам общего назначения, так как не зарегистрирован в ГИБДД. Иногда организаторы мероприятий оплачивают транспортировку, но чаще всего эти затраты ложатся на участников клуба. Эвакуация БА-20 на мероприятие обходится в 20-25 тысяч рублей.

    «Поэтому нашим семьям наше хобби не очень нравится. Это деньги и время, уведенные из семьи», — признается Артем Лушников.

    За время эксплуатации собранные броневики и восстановленную технику приходится ремонтировать: какие-то детали изнашиваются, какие-то не выдерживают большой нагрузки. Николая Смагина в Военно-техническое общество позвали несколько лет назад друзья — помочь с каким-то мелким ремонтом броневика БА-64. У Николая «золотые руки», хотя с авто ремонтом он никогда не был связан. Работает в сфере логистики.

    «Мне стало интересно заниматься этой техникой, так и остался в клубе» — вспоминает он.

    После каждого выезда технику проверяют — все ли с ней в порядке и не требуется ли провести ремонт. Им, кстати, могут заниматься все желающие члены общества.

    А вот управлять машинами доверяют только опытным механикам-водителям с правами. На некоторые экземпляры техники, например на БТР-40 и БРДМ, требуется такое же водительское удостоверение, как и для вождения трактора. На раритетной технике важно особенно хорошо чувствовать габариты, знать, как плавно отпускать сцепление, чтобы не сжечь его. Не менее важно обладать навыками автомеханика, чтобы произвести мелкий ремонт прямо в поле, лесу или болоте — в зависимости от того, где встанет «экземпляр».

    «К нашей технике мы относимся бережно. Проводить с ней время всегда приятно», — замечает Николай Смагин.

    Поделиться