Будущее малого бизнеса: от поддержки к развитию

Дмитрий Волков,
общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Москве
 

Всем хорошо известно, что это способствует экономическому развитию и росту, что таков опыт всех стран с рыночной экономикой.

 
Однако правая и левая руки у нас не всегда дружат и даже совершают иногда разнонаправленные действия: государство говорит «поддержим», а банки и госкомпании — «вовсе незачем». 
 
Меры поддержки совершенно очевидно не дают ожидаемого эффекта:
  • государство предлагает субсидии, но они используются   неэффективно;
  • создается специальная инфраструктура для ведения бизнеса в виде технопарков, технополисов и прочих зон с особыми режимами, но она востребована не в полной мере;
  • квотируется участие малого и среднего бизнеса в госзакупках, но активность его на тендерах весьма невелика;
  • компенсируется часть процентной ставки и предоставляется гарантия для получения банковского кредитования, но за ним почти никто не обращается.
Главная причина у такой патовой ситуации — равно отсутствие ясной цели, четких задач и ответственности за результат у тех, кто с малым и средним бизнесом работает. То есть у самого государства.
 
Пока оно пытается поддерживать некий абстрактный, непонятный ему самому малый и средний бизнес.
И здесь для обеих сторон важно определиться с терминологией. Надо бы вовсе отказаться от некорректного термина «поддержка», так как бизнес, любой бизнес, подразумевает самостоятельность. Предпочтительнее использовать термин «развитие малого и среднего бизнеса». 
 
Сейчас основной задачей является переход от отдельных мероприятий по развитию бизнеса к комплексному и долгосрочному подходу. Работающей схемой взаимодействия могут стать проекты, в основе которых лежит пять направлений, увязанных в единую бизнес-модель.
 
Попробую проиллюстрировать свою мысль на примере развития бизнеса в сфере услуг в городской среде.
 
Первое — выбор ключевого направления и создание просчитанной модели развития бизнеса в увязке с территориальным планированием.
 
Второе — организация спроса. Необходимо направить государственный спрос на поддержку запланированной бизнес-модели через систему государственных закупок и закупок компаний с государственным участием. 
 
Третье — инфраструктура. Создаваемая инфраструктура для бизнеса и меры финансового стимулирования, такие, как аренда, субсидии, гарантии, льготы и другие, должны быть четко направлены на поддержку утвержденной модели развития бизнеса. 
 
Четвертое и суперважное — публичность. Очень важно доступно и настойчиво рассказывать об этом проекте будущим предпринимателям.
 
Наконец пятое — информационная среда. И это также ключевое направление в век развития информационных технологий. Необходимо предложить участникам проекта, предпринимателям возможность работы в удобном и едином информационном пространстве. 
 
Предложенный подход на деле, а не декларативно способствовал бы целенаправленному, контролируемому и планируемому созданию и развитию малого и среднего бизнеса в нашей стране с участием государства. Тут ведь улица с двусторонним движением: государство помогает бизнесу встать на ноги, а тот, в свою очередь, помогает экономике выбираться из кризиса.
Поделиться