Чего хотят женщины

    Как изменились отношения пациенток с врачами-гинекологами

    «Мы живем в такое время, когда врач больше не начальник, не учитель и не родитель. Пациентки стали другими: они поменяли отношение к врачу», — говорит Виктор Радзинский, профессор и завкафедрой акушерства и гинекологии Медицинского института РУДН.

    От врачей-гинекологов женщины теперь ждут диалога, а не просто назначений. Когда выбранный специалист не соответствует ожиданиям пациентки, она обращается к другому.

    От одного — к другому. В России каждая пятая женщина репродуктивного возраста посещает разных врачей-гинекологов, а не одного постоянного. Таковы данные исследования «Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер».

    «Есть такая цифра. Женщина, обратившаяся к врачу с влагалищными выделениями, обойдет 3-4 врача прежде, чем выяснит, отчего у нее эти выделения», — добавляет Виктор Радзинский.

    Помимо консультаций со специалистами, современные женщины перепроверяют информацию в интернете, изучают публикации в медицинских и других изданиях, обсуждают ее со знакомыми, в том числе, и в соцсетях.

    Недовольство пациенток. При посещении врача женщин чаще всего не устраивают следующие ситуации:

    • некорректность, а иногда грубость и хамство доктора (например, замечания о том, что пациентке в таком-то возрасте пора рожать);
    • чрезмерное назначение анализов без объяснения, зачем они необходимы, и что дадут результаты;
    • подбор препарата без объяснения, почему он эффективнее других;
    • отсутствие конкретных ответов на свои вопросы;
    • разные подходы гинекологов к лечению одного и того же заболевания.

    Еще 10-15 лет назад пациентки выслушивали то, что им говорил один врач, и старались следовать его рекомендациям. Сейчас они задают больше вопросов, сомневаются в услышанном, спорят с врачом, отмечает Любовь Дорофеева, гинеколог, международный эксперт ВОЗ.

    «Это нормально. Но многие врачи к этому не готовы, потому что их не учили тому, как общаться с пациентками. Многие аспекты во времена их учебы не обсуждались. Например, приходит пациентка с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Ее интересует ряд других вопросов, нежели обычную пациентку. Но некоторые гинекологи не могут дать на них ответов», — замечает Дорофеева.

    Последствия непонимания. Тот факт, что современные пациентки не всегда получают в кабинете гинеколога нужный им уровень консультирования, в результате сказывается на их доверии к врачу.

    «Многие врачи все внимание уделяют данным клинического исследования и лабораторным анализам, не принимая во внимание психику пациентки. А ведь сложное взаимодействие психических и соматических процессов часто искажает картину заболевания и создает дополнительные трудности в работе», — отмечает Ирина Шестакова, врач акушер-гинеколог, доцент кафедры акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН.

    В итоге необходимое лечение не всегда начинается вовремя. Вместо приема препаратов или проведения процедур, женщина обходит несколько врачей, пытаясь найти того, которому сможет довериться.

    «Чтобы соответствовать ожиданиям пациенток, нам, гинекологам, необходимо лучше понимать, что хотят пациентки. Тогда будет доверие, будет бОльшая эффективность в сохранении женского здоровья», — резюмирует Виктор Радзинский.

    Факт: В России каждая пятая женщина репродуктивного возраста посещает разных врачей-гинекологов, а не одного постоянного

    Поделиться