Чем мотивировать «синего воротничка»

    Фото: © pressmaste / Фотобанк Фотодженика

    Разбираем случаи, когда работодатель использует нематериальные стимулы

    Есть немало крупных компаний, которые принципиально на руководящие позиции не берут людей со стороны, им важно «вырастить» своего топа из рядового работника. Но стоит ли делать на это ставку претендентам на позицию кассира, водителя или экспедитора? Что может предложить сегодня работодатель, заинтересованный в «синих воротничках», и как готов мотивировать сотрудников?

    Личное клеймо

    В советские годы нематериальные поощрения становились важнейшим условием, чтобы сделать очередной шаг по карьерной лестнице. Так, нельзя было стать начальником цеха без определенного количества грамот и благодарностей, а о том, чтобы сделать карьеру, не будучи членом КПСС, и говорить не приходилось. Вот как вспоминает то время ветеран труда Нина Семичева, многие годы проработавшая на почтовом ящике (современное название агрегатный завод «Наука»):

    – Благодаря нематериальным стимулам мы, советские люди, понимали, что нас ценят, уважают и твой труд нужен коллективу, нужен стране. Помимо экскурсий, например, в Киев или Ригу, путевок в пионерский лагерь для детей, на подмосковную базу отдыха на нашем предприятии лучшим рабочим выдавалось личное клеймо. Получивший его имел право ставить его на деталь, которую сделал. Людей охватывала гордость, что рядом с легендарным советским знаком качества можно было поставить оттиск со своей фамилией. Чтобы получить клеймо, приходилось не только перевыполнять план, но и держать высокое качество продукции. Большую мотивационную роль выполняла также доска почета. Сегодня я вхожу в президиум Московского городского совета женщин, являюсь общественным советником главы Хорошевского района. В наше время нематериальные стимулы не менее важны. В Совете женщин сохранились экскурсии, музеи, работа с молодежью, спортивные мероприятия и многое другое.

    22 из 23 управляющих «Теремка» раньше работали в компании простыми блинопеками

    Статуэтка и теннисный стол в офисе

    Практика нематериальных стимулов давно существует и в международных, транснациональных компаниях. Так, в компании Epson ежегодно проводится международный конкурс «Чемпионы Epson» на звание лучших сотрудников в разных категориях: «клиентский сервис», «нацеленность на результат» и т. д. Сотрудники из разных стран номинируют своих коллег и целые отделы, подробно расписывают, почему тот или иной кандидат должен непременно получить награду. Победители получают всеобщее признание, памятную статуэтку и диплом, подписанный президентом компании. Сотрудники московского представительства уже несколько лет подряд фигурируют в списке самых-самых.

    В России нематериальная мотивация также вошла в моду. Причем, что интересно, «пряники» для «белых» и «синих воротничков» должны быть разными. По словам Ильгиза Валинурова, директора корпорации кадровых агентств Business Connection, для рабочих, водителей, экспедиторов и другого не офисного персонала очень важны стабильность, уважение начальника и коллектива, тогда как «белых воротничков» мотивирует перспектива карьерного роста и корпоративное обучение.

    К примеру, Дарья Яковлева, руководитель отдела персонала компании «СПБелт» (поставляет премиальные европейские комплектующие к конвейерному оборудованию) рассказывает, что среди «плюшек» ее компании – бесплатная парковка сотрудникам, корпоративная библиотека, обучение, тренинги. А Татьяна Афонина, HR-директор CloudPayments (платежный сервис), отмечает, что они мотивируют IT-специалистов нестандартным офисом с наличием игровых зон (например, стол для пинг-понга), а также возможностью удаленной работы и гибким началом рабочего дня – с семи до 11 утра. Очевидно, что все эти поощрения неприменимы к рабочему персоналу.

    ФАКТ: На агрегатном заводе «Наука» лучшим рабочим выдавалось личное клеймо. Получивший его имел право ставить его на деталь, которую сделал.

    Доска почета

    Как подчеркивает Ильгиз Валинуров, для «синих воротничков» на первое место выходят неформальные, доверительные отношения с руководством, а также признание коллектива – грамоты, дипломы, доски почета.

    – Самое лучшее нематериальное поощрение – спокойная обстановка в коллективе и уважительное отношение к сотрудникам, – отмечает Михаил Гончаров, основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок». – Зачем премии и соревнования, если на человека могут наорать, оштрафовать и так далее. Но у нас есть разряды, примерно как раньше было на производствах (например, токарь 4 или 5 разряда), и можно расти профессионально: осваивать кассу, плиту блинопека, варку каш и супов.

    Михаил Гончаров отмечает, что для них важны и ценны не победители, которые, «сверкнув кометой, исчезли за горизонтом», а надежные и стабильные сотрудники». Но при этом и для «синих воротничков» в «Теремке» есть перспективы карьерного роста:

    – У нас больше 20 управляющих и три территориальных директора. И 22 из 23 управляющих работали простыми блинопеками! А еще у нас 227 администраторов, и все они начинали с работы блинопека.

    О том, что «синий воротничок» может стать топ-менеджером, говорит и Ильгиз Валинуров, приводя в пример торгового представителя из Procter & Gamble, ставшего вице-президентом. Однако добавляет, что через кассы «Макдональдса» прошли десятки, если не сотни тысяч, но лидерами стали единицы.

    Поделиться