Черный вторник. В москвском метро произошла крупнейшая техногенная авария, повлекшая большое количество жертв

По предварительной версии, второй и третий вагоны налетели на первый с такой силой, что тот сорвался с колесной тележки, несколько раз перевернулся и ударился о тюбинг (элемент крепления подземных сооружений) тоннеля. В результате пострадали больше ста человек, из них не менее 21 погибли, несколько десятков оказалось в реанимации. Из-под земли было эвакуировано более тысячи человек.
 
ЧТО ПРОИЗОШЛО. Выдвигаются четыре версии:
1. Отключение электричества в контактном рельсе;
2. Скачок напряжения в сети, после чего сработала система экстренного торможения;
3. Поломка колесной пары или дефект крепления корпуса вагона с колесной тележкой. Под третьим вагоном треснула колесная пара, он «брюхом» упал на рельсы;
4. Неисправная стрелка на пути состава. Авария произошла на развилке, и первый вагон вынесло в сторону тупика. 
 
ОЧЕВИДЦЫ. Показания выживших пассажиров сходны. «Я ехал во втором от головы вагоне, — написал позднее в Facebook Владимир (мужчине повезло, он отделался лишь ушибами головы и ссадинами — Ред.). — Стоял примерно в центре вагона. Через 15‑20 секунд поезд резко остановился — и меня снесло к задней стенке». 
 
ПРОБЛЕМА. С начала этого года произошло уже 5 случаев, когда движение прерывалось больше чем на 30 минут. Причины ЧП разные: возгорание и обрыв кабелей, поломка составов, провисание электропроводки. 
 
«Мы уже начинаем привыкать к массовым эвакуациям, пожарам, неожиданным остановкам поездов в тоннелях, увеличенным интервалам движения», — говорит Сергей Парсегов из компании «Покровка Финанс», эксперт в области управления транспортными системами.
 
В Москве же сложно понять системную причину регулярных ЧП: износ оборудования, нехватка сотрудников, низкая квалификация персонала или что‑то другое, отмечает эксперт.
 
По итогам 2013 года московский метрополитен оказался самым загруженным в Европе (перевезено 2,491 миллиарда пассажиров) и пятым в мире (после Сеула, Пекина, Токио и Шанхая). 
 
Планируется, что  к 2020 году протяженность линий московского метрополитена должна увеличиться в 1,5 раза — до 451,2 километра, количество станций увеличится со 185 до 252.
 
Справится ли с увеличивающейся нагрузкой дейст­вующая инфраструктура — вопрос.
 

Что надо предпринять, чтобы снизить риск повторения аварий в метро

Независимая приемка вагонов из депо. Сейчас аппарат приемщиков находится в подчинении Начальника службы подвижного состава. Он же отвечает за ремонт и техническое обслуживание вагонов метро в депо, что создает конфликт интересов и может приводить к выдаче неисправного состава на линию в угоду производственной статистике.
 
Прозрачность работы метрополитена. Без официальных данных общественности не ясно: проходят ли закупаемые запасные части входной контроль, контролируется ли их поштучное списание в производство? Метрополитен Москвы перевозит в десятки раз больше пассажиров, чем все авиакомпании России. Почему контроль качества запасных частей должен быть менее строгим?
 
Проведение регулярных полномасштабных учений по отработке внештатных ситуаций с массовым скоплением людей в метро. Проводимых антитеррористических учений явно недостаточно.
Источник: статья Серегя Парсегова «Что не так с московским метро».

Читайте также

Фильтр