Читай, детка!

    Фото: Евгений Коньков

    Психологи назвали оптимальный возраст для обучения ребенка чтению.

    «Когда обучают чтению в два года или письму в три, то от мозга требуют выполнения задач, к которым он не готов, — поясняет психолог Виктория Наумова. — Мозг начинает адаптироваться, находя другие пути выполнения задачи, за счет чего‑то другого. Энергетического потенциала не хватает, ребенок устает».

    Эксперты, опрошенные «Моим районом», говорят, что учить ребенка читать стоит не раньше пяти-шести лет. До этого, конечно, стоит проводить подготовительную работу.

    ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

    Нейропсихология отмечает, что готовность ребенка к чтению зависит от зрелости головного мозга. «Развитие устной и письменной речи резко отличаются. Устная речь усваивается через подражание речи взрослых и долго остается неосознанной, непроизвольной, — отмечает Виктория Наумова. — Когда ребенок начнет осваивать чтение, навык устной речи разовьется до автоматизма. Письменная речь изначально осознанна, требует высокой произвольности и фокусировки, специального обучения. И подкорковые структуры мозга, и кора полушарий должны быть достаточно развиты, чтобы обеспечить выполнение трех этапов письменной речи: анализ звукового состава слова, перевод в букву и ее графическое воплощение».

    Схематически это можно изобразить в виде домика. Фундаментом будет первый блок, энергетический. Он состоит из подкорково-стволовых структур, дозревающих к году. На фундаменте выстраивается здание. Это второй блок — операциональный. Кора полушарий, дозревает к 7 году. Каждый кирпичик этого блока кладется по мере готовности. И, наконец, крыша. Ее функцию выполняет кора лобных долей полушарий, дозревает к 14‑15 годам. Основные задачи этого блока — программирование, регуляция и контроль.

    ГРАФИК

    Скорость постройки этого «домика» разная. На нее сильно влияют родовые травмы, проблемы во время беременности, асфиксия в родах. Это приводит к незначительным поражениям какой‑то части мозга, когда ребенок в целом неврологически здоров, но есть нюансы — например, «зеркалит» буквы или пропускает буквы и слоги, меняет местами. Такое возникает даже при естественном развитии ребенка. А что происходит, если малыша начинают обучать чтению, едва он научился говорить?

    «Если смотреть на «домик», то в результате происходит искажение в развитии, где при изначально хорошем «фундаменте» часть стены оказалась на уровне 9 этажа, а часть — на 2‑3-го. И на всем этом будет как‑то располагаться еще и «крыша», — говорит Наумова.

    Со своей коллегой согласен и детский психолог, игровой терапевт Александр Покрышкин.

    «Проблема в том, что полноценный навык — это не только складывание букв в слова, это еще и понимание текста, — отмечает Покрышкин. — Это требует определенных ресурсов мозга и определенного уровня его развития в целом. Если ребенок учится читать в 2‑3 года, это происходит медленнее, чем было бы в 6 лет. Интерес к самому процессу чтения у маленьких детей ниже.

    Одно дело, когда очень хочется стать как родители или старший брат и уже читать самому, а именно такая мотивация у шестилеток. И совсем другое, когда учат принудительно. Получается, несмотря на то, что обучение раннему чтению возможно, я настаиваю, что в возрасте до 5‑6 лет читать физиологически рано. Шансы привить любовь к книгам ребенку в два-три года значительно ниже, чем у шестилетнего».
    При этом эксперты делают акценты на том, что, если ребенок сам проявляет интерес к чтению в более юном возрасте, тормозить процесс не стоит. Просто «домик» этого конкретного малыша построили раньше, чем у сверстников. У остальных детей младше 5‑6 лет стоит поддерживать интерес к изучению букв как символов, но настаивать на том, чтобы ребенок читал слова и слоги, не надо.

    Как помочь ребенку в освоении чтения и письма?

    1До года — создать мультисенсорную среду. Гладить, любить, носить на ручках, ходить вместе в бассейн, двигаться, плавно танцевать;

    2В 2‑3 года и далее — стимулировать и поддерживать пальчиковые игры, развитие эмоционального интеллекта, создавать поделки, рисовать, слушать музыку, учить вместе песенки, читать любимые книжки, аудио-сказки;

    3В 4‑5 лет и далее — движения, гимнастика, элементы танца, элементы акробатики (гибкость, ловкость, координация движений). Это так называемые упражнения на координацию, которые влияют на развитее мозга. Заучивание песен, стихов, совместные танцы, рассказывание друг другу сказок и историй, прослушивание музыки, конструирование, элементы проектирования. Много читать вслух, ставить дет­ские спектакли, знакомить с несложными музыкальными инструментами.

    4В 6‑7 лет — в игровой форме знакомить с буквами, лепить буквы, изображать их телом. Выбирать прописи, которые можно начинать не с самих букв, а с различных узоров, завитков, крючков, закорючек, не форсируя события. По мере освоения двигательного навыка, начинать писать буквы и слоги, формируя слова. Чтение осваивать постепенно — со слогов, переходя на полное слово. Предлагать ребенку самому выбирать интересные книги для чтения, разрешая любой объем, который он сам определит на день занятия. В непринужденной форме обсуждать прочитанное.

    Источники  психолог Виктория Наумова, автор метода «Читаю хорошо, пишу красиво», детский психолог, игровой терапевт Александр Покрышкин

    Поделиться