Что читать малышам?

    Логопед и редактор детского издательства рассказывают, какими должны быть первые книги малыша, только-только познающего мир увлекательного чтения

    Любовь к чтению — она родом из детства. Как сделать так, чтобы ребенок часами пропадал в библиотеке, а в торговом центре первым делом бежал в сторону книжного, рассказывают детский логопед Яна Полей и редактор дет­ского книжного издательства Clever Анна Герасименко.

    Читаем вслух. Книжки для малышей могут быть самыми разными — от книжек-игрушек до книжек-трансформеров. Подробно о книгах для самых маленьких «Мой район» рассказывал летом в материале «Необычные форматы книг для малышей».

    В этот раз эксперты рассказывают, как увлечь малыша чтением и как это важно для формирования грамотной речи.

    «Я практикую достаточно простой, можно сказать, примитивный подход — читать вслух. Рассматривать картинки, — рассказывает логопед Яна Полей. — На всякий случай в зависимости от возраста у ребенка надо уточнять, понял ли он смысл прочитанного или нет. Постоянно повторяйте вопросы: «а вот это что такое?», «а про что мы читали с тобой утром?». Чтение вслух знакомит ребенка со звуками, верным произношением. И на первых порах это очень важно. Логопед предупреждает, что для малышей все звуки на определенных порах сложные.

    Поэтому читать им надо четко и ясно, «не бубукая». И очень размеренно, даже если устали и хотите спать. Лучше прочитать пару страниц, но размеренно и четко, чем всю книгу — скороговоркой.

    Нужно ли повторение? Дети все схватывают на лету, порой достаточно пару раз прочитать ритмичное стихотворение, и малыш уже ходит и цитирует. Родители, подметив эту особенность, начинают детей, особенно при чтении стихов, просить повторить за ними конец строчки или строфу. И чтение из развлечения превращается в «уроки».

    «Стоит ли ребенку повторять за читающим? Просите об этом только в случае, если есть такое задание в игровой книжке, — рассказывает Яна Полей. — А проявлять инициативу и заставлять малыша что‑то повторять и заучивать — не надо. У ребенка должна быть четкая ассоциация: чтение вслух — это просто увлекательный, приятный процесс. Интересное времяпрепровождение с любимыми взрослыми. Хочет повторять — пусть повторяет. Не повторяет — не надо. Просит маму еще раз прочитать стишок и прыгает при этом, выкрикивая окончания строф, — отлично!».

    Если ребенок повторил что‑то неправильно, лучше его не одергивать, а еще раз прочитать строчку, в которой он ошибся.

    Сутеев — логопедический писатель. Наши эксперты рекомендуют выбирать в качестве первых книг те, что написаны «логопедическими писателями». Это те писатели, которые пишут четко, коротко и ясно, без сложной для малыша фонетики. При этом в таких книгах увлекательные для ребенка сюжеты. Идеальным «логопедическим» писателем наш эксперт считает книги Владимира Сутеева — замечательного писателя и художника-мультипликатора.

    «У Сутеева очень много рассказов, щедро иллюстрированных добрыми картинками, — продолжает Яна Полей. — Сами рисунки невероятно высокого уровня. Это же наш лучший иллюстратор! Если рассматривать его картинки вместе с малышом, то видишь, что сюжет развивается помимо текста. Вот котята. Они разного цвета. Вот котята упали в муку и стали белыми. Вот они залезли в трубу и стали черными. А вот упали в пруд и вылезли оттуда мокрыми, но солнышко согрело их, и они стали опять, как прежде — черным, белым и полосатым».

    Сказки — обязательная часть библиотеки. Стихи учат ритмике, их надо читать малышу. Но и сказки обязательно должны быть в домашней библиотечке.
    «Сказка для любого ребенка — это детство. Это простые и понятные характеры, это плохие и хорошие герои, никаких полутонов и сложностей, это важная мораль, это всегда справедливость и мудрость, — рассказывает детский редактор Анна Герасименко. — А еще в сказках есть повторения, которые помогают малышу понять сказку, перечитав ее не один раз. «Курочка Ряба», «Репка», «Старик-Годовик», «Волк и семеро козлят» — все эти сказки обязательно должны быть на полке. Читать их нужно медленно, разглядывая картинки, повторяя слова.

    И комиксы! Эксперты рекомендуют поискать оцифрованные версии «Веселых картинок» — сейчас есть современные реплики.

    «Весь коллектив авторов «Веселых картинок» — гении! — убеждена Полей. — Нашим бабушкам и мамам, я считаю, в этом плане очень повезло».

    «Веселые картинки», по сути, были советским вариантом комиксов — очень ярким и добрым. И этот формат знакомства с книгами сейчас очень рекомендуют современные детские психологи и логопеды.

    «Не надо бояться комиксов и историй в картинках. Есть совершенно чудесные. Они весьма полезны, — настаивает Яна Полей. — Например, «Девочка Маша, кукла Наташа и все-все-все». Это сборник рисунков из архивных выпусков «Веселых картинок». Из той же эпохи очень хорош Алексей Лаптев. Это тоже «логопедический автор», у него ритмичные стихи, четкие сюжеты и замечательные рисунки!» Или современные варианты, вроде «Путешествие» и «Приключение» Аарона Бекера, где нет слов, но есть история. С точки зрения взрослого эти комиксы немного странные, но я опробовала их на своих пациентах. Результаты отличные. Там нет текста, ты следуешь за рисунком от страницы к странице. Можно придумать что‑то свое — и придумывают. Это гениальные книги для тех, кто не умеет читать. Впрочем, для тех, кто умеет, — тоже».

    Кстати, в 2014 году «Путешествие» отметили премией Калдекотта — это аналог «Букера» в сфере литературно-художественных произведений для детей.

    На первом месте — мама. «Я считаю, что первым и самым важным автором для ребенка может стать мама. И я всегда советую им придумывать истории, даже если нет к этому склонности», — отмечает логопед.

    В качестве примера Яна Полей приводит историю француженки Сесиль Лупан. Эта дама написала домашнюю книгу, главной героиней которой стала плюшевая мартышка Мими. Со временем этот логопедический эксперимент-игра стал классикой французской педагогики.

    Сюжеты при этом были незатейливыми — вот мартышка Мими спряталась под стул, а вот она взяла мяч. Эти фото из детской своего ребенка Сесиль Лупан вклеивала в альбом, получалась книга, которую ребенок зачитывал «до дыр». Логопед Яна Полей считает, что это идеальный формат для первой книги малыша и лучшего автора, чем мама, — не придумать.

    Сколько читать? Многие родители придерживаются принципа «чем больше, тем лучше». Но это правило эффективно тогда, когда у ребенка уже проснулся интерес к чтению. С малышами надо несколько иначе.

    «С маленьким ребенком мы читаем короткие маленькие истории. Иногда совсем короткие — буквально из двух фраз, — рассказывает Яна Полей. — С ребенком постарше и истории длиннее. Опять же — дети разные. Некоторые в три читают то, что обычные дети читают в пять, а кому‑то и в семь нужны ясные короткие малышковые сказки. И это все нормально. Просто все дети разные. Надо отталкиваться от особенностей ребенка, от его предпочтений, учитывать физиологию. Не стремитесь к перфекционизму! Глупо вручать ребенку 5 лет толстую энциклопедию с мелким шрифтом, когда есть специальные детские с картинками. А это ведь реальная история из моей практики».

    В любом случае важен интерес взрослого к содержимому книги. Даже если это в десятый раз — про качающегося бычка и пропавший в речке мяч. Читайте их так, словно это захватывающий роман. И тогда у ребенка будет желание пойти дальше. Например — в Изумрудный город, по дороге, мощеной желтым кирпичом.

    Источники: редактор детского книжного издательства Clever Анна Герасименко, детский логопед, врач высшей категории, сотрудник «Центра естественного развития и здоровья ребенка» Яна Полей

    Газета «Мой район» совместно с Федеральным агентством по печати делает проект «Как приучить ребенка читать». Мы расскажем о том, что чтение книг может быть более занимательным, чем увлечение гаджетами. Познакомим с новыми интересными писателями, вспомним незаслуженно забытых классиков. Расскажем о самых интересных книжных новинках. Мы приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вы хотите рассказать о своем опыте, как вы приучали детей к чтению, присылайте свои идеи по адресу: amayantseva@mr-msk.ru.

    Поделиться