Давать ли «премию» за пятерки?

    Почему психологи против того, чтобы платить младшеклассникам за хорошие отметки

    У второклассников подходит к концу триместр. Это испытание и для родителей, и для детей. Впереди — первые итоговые оценки. Для кого-то сентябрь стал месяцем разочарований — дети, «подававшие надежды», приходят домой с тройками. А у многих, наоборот, с появлением отметок появился и азарт. Как грамотно мотивировать — а самое главное, надо ли? — детей к достижениям, рассказывают наши эксперты.

    Пусть осмотрится

    В первую очередь, психологи не рекомендуют сразу требовать от ребенка «работы на результат». «Школьная жизнь для второклашки — это незнакомая для него деятельность: режим, методика преподавания, необходимость сидеть за партой, домашнее задание, — рассказывает Александр Покрышкин. — Он едва привык к этому в первом классе. Сейчас добавились и оценки».

    Мотивация: Многие родители подходят к воспитанию детей, как к тренировке щенков — за успехи выдают «лакомство»

    Сперва накормить

    Вопрос с порога «что поставили?» понятен. Нас самих так десять лет из школы встречали. Но он неверный.

    «Так мы показываем ребенку, что нас в первую очередь волнует результат учебы, а не то, как прошел его день, — поясняет Галина Иринархова. — Ребенок не находится в школе в своем «аквариуме».

    У него там тысяча событий, вокруг много людей. В первую очередь надо спрашивать о том, как прошел день, чем запомнился. А тетрадки открывайте уже потом».

    В общем, здесь как в сказке — сперва накормить, обогреть, а потом уже и расспрашивать про школьные успехи.

    Как мотивировать?

    Многие подходят к воспитанию детей, как к дрессировке щенков — за успехи выдают «лакомство». И не важно, что это — что-то вкусное или поход в зоопарк.

    «Недостаточно высокий результат, по мнению многих родителей, — следствие того, что у ребенка нет мотивации, — отмечает Покрышкин. — Но проблема в том, что возможные «премии» и обещания не дают ребенку сил. Он живет в более коротких промежутках: «здесь и сейчас». Если ему скучно и тяжело писать именно сейчас в прописи, то уговор «а на каникулах за хорошую учебу поедем туда-то» — это слабый аргумент».

    Финансовую мотивацию психологи не приветствуют — это кратковременная работа на быстрый результат. И если финансирование прекратится, то и мотивация может исчезнуть. Лучше рассказывать, какая польза от учебы в дальнейшем.

    «Анализируйте, что интересно ребенку и объясняйте, что для этого надо знать. Увлекается роботами или гаджетами? Рассказывайте, что их невозможно сконструировать без знания математики и физики. Хочет в ино­странный парк приключений? Спросите «а на каком языке мы там будем разговаривать?»,  — рассказывает Галина Иринархова.

    Разбирайтесь в причинах неудач

    Как реагировать на плохие оценки? В любом случае — не ругать. Но и утверждать, что «не это в жизни главное», — тоже не стоит.

    «Садитесь и разбирайтесь, что именно не понял ребенок. После этого надо решить аналогичную задачу, — советует Иринархова. — Ругать за плохие оценки и формировать у ребенка страх родительского гнева не надо».

    Психолог Александр Покрышкин считает, что нужно хвалить за прогресс, а не результат. Даже если на каком-то этапе прогресс «от двойки до тройки».
    «Есть исследование психолога По Бронсона, в котором он определил, что концентрация на результате мешает. Важно увлекать ребенка процессом, помогать ему увидеть достижения в ходе работы, — отмечает эксперт.

    Как быть с дисграфиками?

    Настоящая проблема — это дети с дислексией и дисграфией. У таких ребят не совсем правильно развиты связи между полушариями головного мозга. Эти дети талантливые, порой до гениальности. Но все это проявляется в устной форме. В тетрадях же у них — хаос и грязь. Они путают написание букв и слогов, «зеркалят», забывают про пресловутое «три клеточки вниз две вправо». В итоге за правильно решенную задачу ребенок может получить двойку — за оформление.

    «В первую очередь, признайте, что вины ребенка в этом нет. Сходите к нейропсихологу и логопеду, выработайте тактику обучения. Поставьте в известность учителя. Попробуйте договориться, чтобы хотя бы в домашних тетрадях, где оценки не идут в журнал, педагог это учитывал. Некоторые учителя в таком случае ставят две оценки «карандашом». Одну за верность решения, другую — как этого требуют образовательные стандарты», — рекомендует Галина.

    Метод зеленой ручки

    В сети перепощивается тетрадь, где вместо красной ручки пометки сделаны зеленой. И подчеркнуты моменты, которые ребенок выполнил хорошо. Про метод рассказала Татьяна Иванко, автор блога «Реальные родители». И психологи его поддерживают.

    «Так мы признаем усилия ребенка, — отмечает Александр Покрышкин. — В силу нашей ментальности мы очень детально критикуем, перечисляем все ошибки. А вот хвалим, обобщая — «молодец», «умница». В итоге ребенку тяжело увидеть свои достижения и ценить их. А «метод зеленой ручки» отлично работает».

    Источники:  детский психолог, игровой терапевт Александр Покрышкин, детский психолог Галина Иринархова

    Поделиться