Дело в шапке

В сентябре 2013 года москвичке Юлии Скидан поставили онкологический диагноз. А в июле 2014 года из ее интернет-магазина Golova ушел первый заказ. В Норильск. Это была шапочка, сшитая по особой технологии с безопасным швом и из гипоаллергенного материала. Такие вещи нужны людям, проходящим химиотерапию и столкнувшимся с медицинской потерей волос. Сейчас у Юлии стойкая ремиссия, а ее магазин в месяц продает до 300 шапочек различных моделей. За это время девушка получила дополнительное образование, закупила новое оборудование, создала свою команду и получила три гранта как социальный предприниматель.
 
Ее маленький бизнес вырос из большой беды. В одной точке сошлись три ниточки: детское увлечение дизайном и модой, страшный диагноз и профессиональные навыки в сфере консалтинга.
 

Широкий выбор: Кроме шапок в магазине можно купить платки и косынки, а также накладные ресницы и карандаши для бровей. А еще есть галстуки-бабочки.

«Во время лечения я столкнулась с той же проблемой, что и тысячи женщин: что носить, когда после химиотерапии теряешь волосы, — рассказывает Юлия. — У нас была закрытая группа на сайте «ВКонтакте». Девушки делились проблемами. Парик — очень дорого, не каждый его умеет носить. Кому‑то удается подобрать с первого раза, а кто‑то многое перемеряет, но все некомфортно. Парик из натуральных волос стоит от 12 до 50 тысяч. Платки завязывать умеют немногие. А найти качественную шапочку из натурального материала сложно».
 
Кроме повышенной чувствительности к материалам и швам есть и другой нюанс.
 
«После химиотерапии цвет лица меняется, кожа приобретает нездоровый оттенок. Это эстетическая проблема. И есть хитрости по подбору цветов, чтобы правильной палитрой этот недостаток скрыть», — говорит Юля.
 
Во время лечения Юля сделала заказ шапки в зарубежном интернет-магазине. Но он добирался к ней больше трех месяцев. К моменту доставки покупка уже перестала быть актуальной.
 
После этой истории девушка поняла, что на российском рынке отсутствует производитель, который может предоставить женщинам такую услугу в формате «здесь и сейчас». Скорость покупки в этом случае — далеко не каприз, это еще и элемент психологической поддержки.
 
Кстати, детская линия в каталоге компании есть. Но эту продукцию они в основном дарят юным пациентам, когда приходят в гости в детское отделение онкоцентра на Каширском шоссе.
 
«На детские шапочки спрос небольшой, — отмечает девушка. — Родители обходятся обычными, из детских магазинов. Требования к детской одежде в легкой промышленности строгие. А вот взрослую одежду шьют по прин­ципу «из чего придется».
 
 
Санкции. На рынок компания выходила в очень неблагоприятное время. Только пошли первые заказы — произошла первая волна обвала рубля.
 
«Мы начинали на тканях производства Италии, — рассказывает Юля. — Российский текстильный рынок развивается, спору нет. Есть качественные натуральные ткани отечественного производства. Но нам они не подходят либо по колористике, либо по рисунку, по принтам в нашей сфере тоже есть нюансы».
 
Когда стало понятно, что курс и дальше будет галопировать, Юля нашла турецкого поставщика. Только сработались, как сбили российский истребитель, и турецкие контакты пришлось заблокировать. Так большая политика срикошетила по их делу. 
 
Вернулись к итальянским поставщикам. Безусловно, это сказалось на конечных ценах. Но Юле удается держать их в пределах тысячи рублей за шапочку.
 
«Я понимаю, что у многих столкнувшихся с таким диагнозом финансовый вопрос стоит остро, и стараюсь по мере сил помогать. У нас постоянно есть акционные товары по 500‑800 рублей, рассказывает Юля. — При покупке можно добавить в корзину диск «Помогающие сказки» — это подарок от магазина, это такой вариант психотерапии, наш посильный вклад в реабилитацию, совместный проект с «Благотворительным центром психологической помощи онкобольным О.П.О.Р.А.».
 
Экономика проекта. На старте у Юли было примерно 200 тысяч. Они ушли на закупку ткани, обучение, покупку швейной машины. 
 
Еще 20 тысяч вложила партнер Юли, ставшая со временем ее правой рукой. Она занимается вопросами логистики, закупки, складом. Еще двух девушек в команду Юля нашла в другом социальном проекте — обратилась в фонд «Мама работает», он подбирает сотрудников из числа молодых матерей, которые не могут выйти на работу с полноценным графиком. В фонде для Юли нашли бухгалтера и швею.
 
Команда вместе уже полгода. Юля считает, что коллектив сработался. Пока объем заказов такой, что одна портниха справляется. Но Юля окончила курсы кройки и шитья. Не столько ради того, чтобы быть «на подхвате» в случае аврала, а чтобы «говорить на одном языке».
 
Сказать, что инвестиции на этом этапе закончились — слукавить. Вложения требуются постоянно, но они уже подъемные и их можно взять из оборота.
 
«Со временем у нас появилась зарплата, мы можем планировать расходы. Первое время, когда я работала одна, жила верой в себя и помощью родных», — улыбается девушка.
 
Кредитов Юля не брала. Но сторонняя финансовая помощь была. Компания Юли дважды победила в конкурсах в номинации «Социальное предпринимательство». Например, победа в одном из конкурсов принесла команде 330 тысяч рублей.
 
Ассортимент. К ассортименту Юля подходит основательно. У спроса есть сезонность.
 
«У нас из‑за климата есть четыре сезона, — рассказывает бизнес-леди. — И всплеск заказов летом». По медицинским показаниям после химиотерапии нежелательно находиться под прямыми солнечными лучами без головного убора.
Сейчас у Юли свой интернет-магазин go-lova.ru , семь точек продаж в Москве: в онкоцентре на Каширке и в специализированных медцентрах, есть представитель в Новосибирске. 
 
Юля активно вкладывается в контекстную рекламу. Это, кстати, не требует особых затрат — уж очень специфичные запросы в поисковиках оставляют клиенты. Плюс у компании в России нет конкурентов. 
 
Рекламная политика в сети приносит свои результаты — посылки с шапочками и платками разлетелись в 60 городов России. И сейчас «Голова» ищет партнеров в регионах.
 
Поделиться