День шнурка. Как научить дошколенка важному навыку — шнуровать обувь. И что делать, если дети пытаются схитрить

Рассказываем сказку. «С трех до пяти лет ребенок готов к обучению шнуровке, — говорит психолог Екатерина Блюхтерова. — Этот возраст хорошо воспринимает мир через сказкотерапию. Придумайте сказку, где шнурки из маленьких ботиночек боятся потеряться и мечтают, чтобы их маленький хозяин научился завязывать такие же красивые узлы, как на папиных ботинках». Пусть шнурки в сказке пожалуются, как неприятно шлепать по грязным лужам. 
 
Еще сюжет: чтобы совершить подвиг, герою потребовалось обуться. Иной обуви, кроме ботинок со шнурками, не было. Пусть герой идет «через тернии к звездам» — сперва шнурует неверно, выбирает шнурки разной длины или толщины, наступает на развязанные, падает.
 
Диктат, спешка, нотации «Вася может, а ты нет» — недопустимы. Выделите под обучение день и назовите его «День шнурка». Обязательно хвалите за успехи.
 
«У меня магическую награду ребенку приносят гномы, — рассказывает Екатерина, — показывая, что его успех важен не только родителям, но и для третьей стороны, волшебной силы, которая похвалила: «Теперь ты можешь и это».
 
Дополнительный стимул для уверенности в себе. «Мы с тобой одной крови». Покажите, что понимаете, насколько сложно овладеть новым навыком. Дайте понять, что с ребенком «одной крови». Не противопоставляйте «я с трех лет морские узлы вязал, а ты в пять не умеешь».
 
Рассказывайте, как долго учились, как путались шнурки.
 
Но помните про иерархию в семье, про правила социума и бытовые навыки, которыми надо овладевать. Да, для этого придется потрудиться. Объясняйте это спокойно и монотонно. Иначе у ребенка сформируется ложная картина, что ему подвластен весь мир, будет сложно подстраиваться под обстоятельства и позднее он не сможет дер­жать удар.
 
Бытовая независимость. Сказкотерапия эффективна для дошколят. Ребенок старшего возраста уже знает о липучках. И «договориться с гномами» сложно. «Ищите область, где важно уметь вязать узлы, и которой интересуется ребенок, — рассказывает психолог Блюхтерова. — Объясните, что нельзя вытащить машину на буксире на липучке и не связать канаты на корабле».
 
Найдите сферу, где у ребенка будет безусловный авторитет, например, карате. Там он признает, что несолидно, когда мама завязывает пояс на кимоно, появится мотивация освоить этот навык.
 
«Формируйте у ребенка понимание, что родитель в быту не очень и нужен, что большинством бытовых навыков можно овладеть самому. И каждый навык — это шаг к независимости. Освоив шнуровку, он высвободит время на что‑то другое», — советует Блюхтерова.
 
Ищем героя. «В 3‑6 лет детей привлекает активность, неподвластная им, — рассказывает монтессори-педагог Ярослав Панасов. — Ловите момент и обучайте завязыванию шнурков. Важно соблюдать этапность. Сперва шнуровать, далее — завязывать бантики. Сразу освоить схему «зашнуровали-завязали» ребенку сложно».
 
Учиться лучше на обучающей рамке — таких много в развивающих магазинах. Не сложно сделать и самим: взять одинаковые картонные прямоугольники, сбоку нащелкать дыроколом дырок. Для малышей вырезать дырки размером с монету. Можно тренироваться и на чистом ботинке.
 
«Шнурки должны быть контрастными» — предупреждает Ярослав. — «Так ребенок поймет принцип шнурования, что они должны переплетаться».
 
Эксперты делают оговорку, что цвет шнурков не должен быть «ядовитым» — это отвлекает от процесса.
 
«Внимание фокусируйте на движении рук, а не на цвете шнурка. Важно показывать все молча, тогда будет кинетическое восприятие», — советует Панасов.
 
С первого раза ничего не выйдет. И это нормально. Переключите внимание с негатива. И на время можно забыть про шнурки.
 
«Пусть тренируется на ленточках с подарочных коробок, — советует монтессори-педагог. — Можно завязывать ленты кукле или из банта завязать маме к 8 Марта «цветок».
 
Источники: Ярослав Панасов, руководитель, методист, педагог, Монтессори-Центр «Счастливый Ребенок». Екатерина Блюхтерова, клинический психолог, психотерапевт

Читайте также

Фильтр