Детский сад: идти или нет

    Эксперт ответил на вопросы читателей о нюансах безболезненного привыкания к садику

    Игорь Шиян

    Специалисты Института системных проектов по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и при содействии Академии «Просвещение» МГПУ проводили исследование качества дошкольного образования. Эксперты посетили 1301 дет­ский сад в 74 регионах страны. На Прямой линии в редакции «Моего рай­она» побывал руководитель этого исследования, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией развития ребенка Московского городского педагогического университета, специалист в области детского развития и дошкольного образования Игорь Шиян.

    Дочери 4 года. Ходит в садик без энтузиазма. Не водить возможность есть. Пугает, что в садике у нее нет друзей. Она там на своей волне – рисует, с куклами возится. Но в стороне ото всех.

    – Понаблюдайте, как ребенок общается с ровесниками, наверняка сможете ей дать подсказки. Посмотрите, что у девочки получается лучше всего. Например, она отлично рисует или замечательно фантазирует. Помогайте ей развить эти качества. В игре всегда есть «стратеги» (которые всё придумывают) и исполнители (подхватывающие «придуманное» другими). Попытайтесь понять, какая из этих позиций ближе дочери.

    Обсудите проблему с воспитателем – педагогов такой интерес со стороны родителей радует. Разговаривайте с дочерью: спрашивайте, что есть в группе, пробовала ли она играть в эту игру, знает ли, какие там есть книжки. Часто дети не понимают всех игровых возможностей группы. Например, девочка «прикипела» в первые дни к «уголку хозяйки». И не замечает, что есть «парикмахерская», «магазин» и «больница», конструктор, уголок для рисования.

    Есть, например, стереотип, что «кубики – это для мальчиков». А ведь они очень хорошо развивают координацию и воображение. Возможно, дочка их полюбит и найдет себе товарища именно в этой игре. Если нет отторжения, жалоб, обид – я бы не спешил забирать ребенка из сада просто ради того, чтобы забрать.

    Как лучше провести первые дни в садике? Приходить на полдня или сразу на целый день? А может, лучше вообще сначала по часам?

    – Очень грамотный вопрос. Проанализируйте, был ли у малыша опыт расставания с родителями – сколько времени и как он проводил без  вас. Общий совет – да, привыкать постепенно. К саду важно выстроить ритуал прощания, обыгрывать этот момент. Чтобы ребенок понимал, что вы уходите, но обязательно за ним вернетесь.

    В первые дни уходите на час-полтора. И не оглядывайтесь на других детей, все разные. Кто‑то переодел сандалики и побежал. А кому‑то надо больше времени на то, чтобы обняться, помахать ладошкой. Будьте готовы и к моменту, что ребенок будет хорошо расставаться по утрам, а вечером задерживаться, чтобы «доиграть с ребятами». Это показатель того, что попали в хороший детсад.

    В сентябре сын первый раз идет в сад. Я по времени ограничен. Долго прощаться-обниматься не получится. У супруги рабочий день начинается позднее, и ей неудобно после садика возвращаться домой. Как выбрать – кому отводить?

    – Погружение в новую среду не должно походить на ныряние в прорубь. В среднем ребенку нужен месяц на адаптацию – лучше, чтобы отводил тот из родителей, у кого есть запас времени. И не уходите «тихо и незаметно». Да, есть опасность, что малыш заплачет. Но пусть лучше заплачет в вашем присутствии и успокоится при вас, чем обнаружит, что родитель исчез, пока он отвлекся. Правильнее красиво попрощаться, заверив, что обязательно вернетесь.

    У нас ребенку сейчас пять, он ноябрьский. Следующим летом теоретически может идти в школу. Садик любит. Когда лучше идти в школу – в неполные семь или неполные восемь?

    – Дети развиваются в разном темпе. Каждый случай индивидуален. Но общий совет – лучше в неполные семь, иначе будет скучать по ушедшим друзьям, привыкать к новой группе. А потом, возможно, ему может быть неловко, что он «с маленькими» пошел в первый класс.

    У меня двое детей, одному полтора, второму три. Планирую их водить в садик одновременно, младшего начать – с яслей. Но стоит ли ходить в ясли?

    – С трех лет в садик, безусловно, ходить стоит. Особенно если сад хороший. А вот до трех – спорная история. Траектории развития детей разные. Мое мнение: если есть хоть малейшая возможность, то до трех лет лучше с яслями не спешить. Кроме этого, всегда можно найти группу детского развития, подходящую ребенку по возрасту и по интересам.

    Выбираем частный сад, но их много. На что посоветуете обратить внимание?

    – Частные сады – это рынок. Администрация откликается на запросы родителей. А они неоднородные. В погоне за ранним развитием родители часто упускают главное. В этом возрасте, «от двух до пяти», для ребенка важнее всего умение играть. Именно в игре он развивается, примеряет на себя разные, в том числе и социальные, роли, учится общаться. В игре развивается воображение, креативность – качества, развить которые во взрослом возрасте сложно. Выбирайте тот садик, где с детьми в первую очередь играют! А английский можно выучить и позднее.

    У нас полный комплект бабушек-пенсионерок, в садик можем не ходить, но ребенок общительный. Так что пусть и на полдня, но планируем. В каком возрасте лучше начинать водить в садик?

    – При всей своей любви и заботе родители не смогут дать ребёнку то, что может ему дать хороший детский сад – радость общения со сверстниками, полноценную детскую игру, мир экспериментирования и маленьких открытий.

    Практика показывает, что если родители всерьёз обо всем этом задумываются, то либо находят подходящий детский сад, либо находят единомышленников и создают сад сами. В хороший детский сад нужно идти! Так что ваше решение я поддерживаю. Самый комфортный возраст, когда ребенок лучше всего осваивает социум, общается с ровесниками, – это три года. Во Франции вскоре планируют ввести обязательное посещение детского сада с трёх лет. Будем пристально следить за этим опытом.

    Дочке четыре. Живем с бабушкой, и она может забирать в любое время. В садике дочь спит, хотя и не очень любит. А дома нет. Оставлять ли девочку на сон?

    – Здесь надо оценивать не столько ценность сна как такового, сколько психологическое состояние девочки. Вторая половина дня в садике более свободная, дети в это время больше играют. Если девочке этот момент интересен, то можно оставлять и на сон, а дальше ориентироваться по ее самочувствию. Если девочка спит «от безысходности», то я бы не оставлял, особенно если ребенок без проблем ложится рано спать.

    Присмотритесь к нянечке

    Детей в группах много – часто 30 и больше. Один на один воспитатель с такой ватагой не справляется. В важные моменты – за обедом, при подготовке ко сну, во время туалета, в раздевалке до и после прогулки – дети попадают в руки помощника воспитателя, нянечки. У них нет высшего и даже специального образования. И это лотерея. Среди них есть, безусловно, настоящие Арины Родионовны. Но есть и те, кто попал в дет­ский сад случайно. Хорошая нянечка – это важно!

    Поделиться