Дни вина длиною в месяц: акция в поддержку

Дни вина длиною в месяц: акция в поддержку, фото

ЗНАКОМСТВО. Учитывая молодость современной винодельческой отрасли страны, многим россиянам еще только предстоит познакомиться с качественными отечественными винами. А их уже немало.

ЗНАКОМСТВО. Учитывая молодость современной винодельческой отрасли страны, многим россиянам еще только предстоит познакомиться с качественными отечественными винами. А их уже немало

Масштабная акция «Дни российских вин» началась в России и продлится целый месяц. Такое случилось впервые, но теперь будет происходить каждые полгода

В Москве, как и во всей России, стартовали «Дни российских вин». Акция продлится месяц – до конца ноября. Такое у нас происходит впервые – как по масштабу, так и по степени внимания к отрасли со стороны власти. Сразу два министерства (Минпромторг, Минсельхоз) озаботились продвижением отечественного вина. Такого пристального интереса к отрасли не было, пожалуй, с 1985 года, когда был подписан сокрушительной силы указ Горбачева о сухом законе.

Итак, в магазинах по всей стране в рамках Дней появились батареи российских вин на полках, около них выросли консультанты, с жаром рассказывающие о преимуществе наших южных терруаров перед «ихними», а благодарная публика понесла под мышкой домой прекрасные образцы кубанского каберне или ростовского красностопа.

Конечно, эта картинка из будущего. Нынешняя акция – это скорее повод привлечь внимание торговых сетей, покупателей, власти к тому, что вина-то свои у нас появились – качество растет, количество тоже. Роль в экономике растет. Этим материалом попытаемся бегло описать предысторию и нынешнее состояние современного виноделия.

Наша цель: познакомить покупателя с достижениями отечественного виноделия, повысить доверие к бренду «Вино России», – Виктор ЕВТУХОВ, замглавы Минпромторга

Принято считать, что русские любят «сладенькое», а сухое вино считают кислятиной. Оттого почти и не производили сухих вин в СССР. Молдавия и Грузия разве что – и то в минимальных количествах по сравнению с тем валом «шмурдяка», который потребляла страна. «Сладенькое» (мы не берем действительно прекрасные крымские или грузинские сладкие вина) появилось не по причине склонности советского человека к таким винам, а по причине бедности экономики после войны. Плюс некоторые тонкости организации тогдашнего производства. Технолог на заводе занимался производством вина, агроном – выращиванием винограда. И у них были противоположные задачи.

Агроном хотел рекордного урожая. В итоге на винзавод приезжала не ягода, а нечто водянистое, к производству тонких вин непригодное. Если вместо виноградного сока – водица, вина не получится. И тогда в ход пускался сахар. Он способен скрыть любой недостаток вина. Только вином получившуюся жидкость назвать сложно. Но она свою задачу – дать подобие вина большим массам населения – выполняла.

Дни вина длиною в месяц: акция в поддержку  фото
НА ВЫБОР. На полках магазинов все больше недорогих качественных вин. А скоро появится ориентир по ним – гид от Роскачества. Фото предоставлены пресс-службой винодельни Alma Valley и винотекой «Новое русское вино»

Жирный крест на возможности развития виноделия поставил тот самый указ. Эпоха безвременья продолжалась примерно до 1998 года.

Как ни странно, помог кризис. Подорожавшая валюта лишила потребителей возможности покупать иностранные вина. И пищевая промышленность стала стремительно перевооружаться. Закупалось оборудование в том числе и для винзаводов. Например, тогда очень серьезно переоборудовали краснодарскую «Кубань-Вино». Страна нуждалась в современном формате виноделия. Некоторые эксперты считают, что его отсчет можно вести от первой винодельни, построенной по образцу французского шато на Кубани. «Шато ле Гранд Восток» появилось на хуторе Садовый в 2003 году и задало высокий стандарт рынку.

Многие, прежде чем начать свое производство, приезжали сюда. Виноделие – такое занятие, что по книжкам не научишься, а специального образования для винодела (человека, совмещающего в себе знания и агронома, и технолога, и продавца своей продукции) в стране просто не было. В России стали появляться винодельни – одна за другой. И практически на каждом производстве присутствовал энолог-иностранец – как правило, потомственный винодел. Таким образом российское виноделие избежало многих детских ошибок и сразу стало развиваться по европейской модели.

Потому и случился рывок в качестве, которого консервативное общество просто не успело заметить. Спроси среднего россиянина об отечественном вине, у него сразу же всплывет образ «Трех семерок». Спроси среднего москвича – он поморщится и скажет, что, кроме французских, других вин не бывает.

Это все очень естественно. 15 лет (а по факту пяти последних, когда все стало развиваться очень бурно) мало для рывка. Виноделие – игра вдолгую. Только виноград растет пять лет до первого урожая. Что уж говорить о сознании потребителей, которые должны помогать развиваться отрасли своим рублем. А они объективно ничего и знать не могли. Закон о рекламе был скроен таким образом, что люди могли узнать скорее о настойке боярышника, чем о шардоне от «Кубань-Вино» или «Лефкадии».

13 ТЫСЯЧ ТОРГОВЫХ ТОЧЕК. Такое количество магазинов, гипер- и супермаркетов, винотек, дискаунтеров принимает участие в акции «Дни российского вина». К ней присоединились более 60 регионов.

Итак, где же мы сегодня? Называть Россию винодельческой державой, наверное, рано. Есть винодельческие регионы: Кубань, Крым, Ростов, Ставрополь. Отечественные вина покрывают примерно половину потребности россиян. Отрадно, что цена за качественный напиток постепенно ползет вниз – сейчас она начинается примерно от 200-250 рублей за бутылку. Для того чтобы отделить вина из отечественного винограда от продукции разливаек, государство ввело обозначения ЗГУ и ЗНМП на этикетке (они обозначают контролируемое производство вин из собственного винограда).

Кстати, сухих вин все больше производится там, где раньше об этом не особо думали. Крымская «Солнечная долина», известная прекрасными десертными, запустила линейку недорогих сухих вин. Крымская же Alma valley выпускает линейки сухих – от премиальных до пикниковых. Производят их и существенно севернее – в Ростовской области, например на винодельне «Ведерников».

Иметь свое вино стало модным у бизнесменов, примерно как раньше – покупать футболистов. Можно назвать десяток известных имен, кто так или иначе развивает виноделие. На международных приемах подают игристое от «Усадьбы Дивноморская». «Фанагория» привезла платиновую медаль из Лондона за саперави. Такого просто не было в истории страны. Гонконг, Берлин,
Вена, Верона – отовсюду прибывают золотые медали за наши вина. И самое главное – их потом можно запросто найти на полке. Задача и виноделов, и акции состоит сегодня в том, чтобы найти эти вина можно было на КАЖДОЙ полке.

ГДЕ ЧИТАТЬ ОБ АКЦИИ:

Сайт Минпромторга, посвященный Дням: ruswinedays.ru. Телеграм-канал о рос-
сийских винах автора материала: @nevvino

Другие материалы цикла «Дни вина длиною в месяц»:

Дни вина длиною в месяц: как выбрать

Дни вина длиною в месяц: едим и пьем свое

Дни вина длиною в месяц: винный туризм

#

Читайте также

Фильтр