Дожить до каникул. Как помочь школьнику преодолеть конец учебного года

0
2803
views

Третья четверть — самая затяжная и тяжелая для школьников, а впереди еще одна четверть. Дети устают, часто болеют и к концу учебного года приходят выжатыми. Рассказываем, как помочь ребенку преодолеть последние месяцы обучения.

ПИТАНИЕ. — Иммунитет ребенка зависит от работы его пищеварительной системы, поэтому дети ежедневно должны получать крупы, овощи и фрукты, белки и жиры, — рассказывает Марина Хачатурова, иммунолог, аллерголог, диетолог, педиатр, врач высшей категории. — Если здоровый ребенок вялый и уставший, это часто связано с тем, что его организм находится под воздействием хронической интоксикации, которая возникла из‑за вредных перекусов и неправильного рациона в целом.
Марина Хачатурова объяснила, что если ребенок сладкоежка, то это может означать, что в его питании мало жирных продуктов: растительных масел всех видов (оливковое, кунжутное, льняное и т. д.), белого сыра, сливочного масла, рыбы. Кроме того, полезные жиры, которые получает ребенок из пищи, оказывают положительное влияние на формирование клеток мозга. Также спикер отметила, что грустный ребенок будет чаще просить сладкое, потому что еда связана с эмоциями.
Кроме этого, врач рекомендует уделить особое внимание питьевому режиму. Кишечнику необходима чистая вода, кроме других жидкостей (суп, чай, сок, компот).
— Кишечник не может очиститься полностью, если мы не пьем обычную воду, — считает спикер.

РЕЖИМ ДНЯ. Детям для роста и здоровья важен правильный режим дня. Желательно ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Сон старших школьников должен длиться 7–9 часов, младшие могут проспать и 10 часов (малышам можно поспать днем).
— Не стоит переживать, если ребенок спит меньше, чем ему положено, или не спит днем вообще, — говорит Ирина Чепенко, педиатр, аллерголог. — Если ребенок активный, справляется с учебными нагрузками и редко болеет — значит, для него это вариант нормы.

После сна ребенок обязательно должен позавтракать (каша, творог, фрукты) — первый прием пищи базовый для нового дня. Второй завтрак или обед обычно бывают в школе. Один раз в день должна быть прогулка на улице в течение часа и более, например после школы. Дома ребенок полдничает, делает уроки и ужинает (всего 5–6 приемов пищи за день). Уроки лучше делать дробно: 45 минут занятий и 10–15 минут перерыв, как в школе. Начинать стоит со сложных заданий и заканчивать более легкими. На компьютер и другие гаджеты отводится не более 1,5 часов в день.

Особое внимание Ирина Чепенко уделила вопросу закаливания.
— Если решились на закаливание, важно придерживаться трех моментов, — рассказывает доктор. — Во-первых, систематичность, если решили, то не стоит останавливаться, во‑вторых, постепенность, и в‑третьих, учет индивидуальных особенностей. Нужно ориентироваться на самочувствие и интерес к закаливанию ребенка.

ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ. С детства нужно добавлять различные элементы физической активности, чтобы тело ребен ка получило палитру навыков. Спорт в жизни детей должен включать соревновательную активность и поддержание физической формы.
Секцию нужно выбирать по интересам малыша, а тренера — не только по его личным победам, но и в большей степени по заслугам учеников. И всегда важно ориентироваться на возрастные особенности ребенка, его умения. Например, фигурным катанием, акробатикой, гимнастикой рекомендуется начать заниматься с 5 лет, а борьбой — с 8 лет.

С секциями важно не переусердствовать. Некоторые родители считают обязательным записать школьника в две секции, музыкальную школу и еще какой-нибудь кружок. В итоге ни результата, ни удовольствия не будет нигде, а появится переутомление и нежелание ребенка вообще чем-либо заниматься.
Если ребенок не ходит в секции, то в любом случае приветствуется любая физическая активность, особенно на свежем воздухе. Это могут быть игры на улице, детской площадке, просто прогулки в парке.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ. Анна Малашина, клинический психолог, педагог-психолог, сертифицированный педагог по эмоциональному развитию, рассказала, что в жизни ребенка важна эмоционально-волевая сфера. Но когда родители стараются окружить его только весель­ем и радостью, то у него не формируется опыт переживания негативных эмоций, он не знает, как на них реагировать. Эмоционально-волевая сфера помогает в социальной адаптации ребенка: например, подсказывает способы экологичного проживания негативных эмоций, учит сопереживать, делиться радостью.

— Важно, чтобы в жизни ребенка было доверие и принятие со стороны взрослых, — рекомендует специалист. — Мы должны поддерживать ребенка, перестать говорить «не плачь», когда он расстроен, и осуждать его, когда он, например, сильно радуется.

Педагог-психолог порекомендовала несколько инструментов, которые помогут научить ребенка понимать свои чувства: чтение сказок и диафильмов, создание рисунков, создание театра (где дети в роли актеров и режиссеров), игры-ассоциации, игры – конструкторы эмоций.

Источник:  Образовательная автономная некоммерческая организация «Дари Детям Добро».

Поделиться