Этих актеров встретят топотом оваций

«Прикасаемые» — спектакль Театра Наций, основанный на судьбах людей, лишенных зрения и слуха. Семеро слепоглухих играют на сцене сами себя. Они рассказывают о своем дет­стве, о том, как взрослели, ощущали мир и получали профессию. Вместе с ними в постановке участвуют профессиональные актеры Ингеборга Дапкунайте, Егор Бероев и другие. Они нужны на сцене, чтобы помогать слепоглухим чувствовать пространство и музыку, ведь общение со зрителями происходит жестами, игрой на музыкальных инструментах и танцами.
 
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ. Один из участников спектакля — слепоглухой профессор Российской академии образования, автор нескольких книг Александр Суворов. Он полностью ослеп в возрасте четырех лет, в девять лет полностью потерял слух. Как рассказывается в спектакле, глухота и слепота не мешали ему жить до 16 лет (до поступления в вуз), в детстве будущий профессор никогда не терзался по этому поводу. Главным его увлечением стали книги, с ними он проводил все свое время, читая по методу Брайля. Когда пришло время выбирать профессию, Александр стал участником Загорского экс­перимента. В ходе его он и еще трое слепоглухих получили высшее психологическое образование в МГУ. Суворов продолжил учиться дальше и стал профессором.
 
Слесарь Алексей Грелов рассказывает со сцены о том, как добирается на работу в час пик без чьей‑либо помощи, ориентируясь по потоку людей в метро. Слепоглухая Ирина Поволоцкая, литератор и член Союза писателей, объясняет в спектакле, как запахи и тактильные ощущения заменяют зрение и слух. После часа повествования постановка заканчивается совместным вальсом слепоглухих и актеров. Этот танец показывает единение всех людей, вне зависимости от того, как они ощущают этот мир. К слову, слепоглухие не могут увидеть и услышать зрительских аплодисментов, но они хорошо чувствуют их вибрацию. Поэтому на репетиционном прогоне спектакля к аплодисментам добавилась виброовация топотом ног.
«Прикасаемые» войдут в репертуар Театра Наций в марте.
 
ВОЗвРАЩЕНИЕ В ОБЩЕСТВО. Подобная коммуникация со зрителями необходима для слепоглухих. Дело в том, что они страдают от отсутствия общения с другими людьми. «Эта постановка является своеобразной терапией, которая компенсирует дефицит общения и внимания, — считает Евгений Миронов, руководитель Театра Наций. — Кроме этого, со слепоглухими людьми интересно работать, в них скрыт огромный творческий потенциал. Очень интересно их восприятие мира: как они используют ветер или прикосновение ко всему на свете, чтобы получить информацию об окружающем».
 
Идея восприятия мира и общения с другими людьми через прикосновение проходит красной нитью в постановке. Так, любимое развлечение слепоглухих ребят в доме-интернате — качели. Когда ребенок качается, он чувствует дуновение ветра — это движение дает ему ощущение жизни. Дети могут весь день провести на качелях, отвлекаясь только на прикосновение воспитателя — это значит, что пора идти в столовую на обед.
 
«Прикасаемые» привлекли внимание к проблеме слепоглухих: сейчас деятели культуры и волонтеры проводят для них разные мастер-классы, снимают документальный фильм и организовывают фотовыставку о жизни без света и звука. Так спектакль разросся в целый проект, который развивается дальше. Но самое главное, что слепоглухие теперь вовлечены в процесс общения и меньше чувствуют себя одинокими.
 

Социальные постановки и театры в Москве

Театр имени Булгакова, спектакль «Вольке» — создан для незрячих и слабовидящих детей, постановка воспринимается на слух и через прикосновения актеров к зрителям.
 
Театр.Doc, «Акын-опера» — три таджикских гастарбайтера рассказывают о жизни в России в импровизированной песне.
 
Театр Простодушных — в нем играют люди с синдромом Дауна.
 
Театр «Вольный дебют» — труппа состоит из бывших заключенных.
 
Театр Наций, спектакль «Бросить легко» — в по­становке принимают участие бывшие наркоманы, прошедшие курс реабилитации.

 

Читайте также

Фильтр