Эвалар: Возраст расцвета 

Эвалар: Возраст расцвета , фото

c5710f6c3ca267ffaea43f147fc3f17f

Компания отмечает юбилей и укрепляет свои позиции на рынке

В декабре уходящего года свое 25-летие празднует компания «Эвалар».  За четверть века  бизнес, созданный  с нуля, стал четвертым по величине отечественным фармпроизводством и одним из лидеров влияния на фармацевтическом рынке. О том, как удалось этого достичь, чем живет компания сегодня и какие планы связывает с будущим, накануне юбилея мы побеседовали с основательницей и генеральным директором «Эвалар» Ларисой Прокопьевой.

Жизненная необходимость

Лариса Александровна, давайте перенесемся на 25 лет назад. Насколько трудным оказалось для вас решение заняться фармацевтическим бизнесом, и почему в качестве направления деятельности были выбраны именно натуральные лекарства и БАДы

Это было вовсе не спонтанное, а, напротив, глубоко обдуманное, я бы даже сказала, выстраданное решение — заняться производством натуральных препаратов для сохранения и укрепления здоровья.

«Эвалар» возник на Алтае и сам регион происхождения очень сильно повлиял на выбор бизнес-модели. Алтай — это уникальная экологическая ниша, культовое место, куда многие приезжают в стремлении приобщиться к духовным и целительским практикам, а местное население издавна занимается сбором и заготовкой лекарственных трав, легендарного алтайского меда. Здесь растет около 400 видов лекарственных трав, включая эндемики с совершенно уникальными свойствами. Экология региона (Алтай, кстати, включен в список самых экологически чистых регионов в России) и уникальный климат открыли нам возможность разбить собственные плантации и выращивать лекарственные растения «в культуре», не полагаясь на сбор дикоросов и не завися от импорта сырья.

В апреле 2015 года Институт политики и бизнеса включил основательницу «Эвалар» Ларису Прокопьеву в ТОП-25 самых успешных женщин России 2015 года наряду с председателем Счетной палаты РФ Татьяной Голиковой, председателем Центрального банка РФ Эльвирой Набиуллиной, вице-премьером Ольгой Голодец, главой компании InfoWatch Наталией Касперской, основательницей Центра современной культуры «Гараж» Дарьей Жуковой и другими известными россиянками.

Важно обратить внимание и на общемировой тренд – люди стремятся употреблять натуральные средства для здоровья. Сегодня каждое четвертое лекарство в мире, назначаемое врачами, относится к фитопрепаратам. Целый ряд исследований, включая западные, прогнозируют, что интерес к этой категории продукции будет расти.

— В чем специфика выбранной бизнес-стратегии, связанной с выпуском натуральных препаратов? 

Сфера нашей деятельности связана со здоровьем и это накладывает большую ответственность. И, в первую очередь, в части обеспечения высокого качества продукции. Поэтому приоритеты для нас с самого первого дня были  очевидны.

Когда мы говорим о качестве в применении к растительным препаратам, то речь идет, прежде всего, о двух факторах. Во-первых, это безопасность – отсутствие химических примесей, следов пестицидов, ускорителей роста. Важно  что , и собственное, и закупаемое сырье мы тщательно проверяем еще «на входе», до поступления на линии производства — для этого у нас в производстве работают 4 высокооснащенных лаборатории. Кстати, на собственных полях «Эвалар» любые химические удобрения запрещены.

Во-вторых — обеспечение высокой биологической активности сырья. Здесь надо понимать, что растение – это живой организм, а значит, на накоплении и сохранности активных веществ может сказаться все что угодно: от условий выращивания, сбора и хранения до методов переработки. Химическую субстанцию, молекулу синтезировать проще – при надлежащих условиях она всегда идентична.

Сегодня площадь собственных плантаций «Эвалар» в предгорьях Алтая составляет более 1000 га. В производственном объеме «Эвалар» выращивает более десяти культур, и еще около двадцати – на опытных участках. К каждому растению подбирается своя технология выращивания. На это уходит от года до пяти лет.

Поэтому компании, которые берутся работать с фитопрепаратами, должны как минимум обладать опытом в области ботаники лекарственных растений, знанием химических и физико-химических свойств содержащихся в них биологически активных веществ; технологических процессов их экстракции и приготовления фитотерапевтических средств; фармакологических эффектов и токсических действий, которые оказывают эти средства. Это сложная задача, но благородная.

В продолжение затронутой темы, не могу не задать вопрос: откуда, если, конечно, не секрет, «Эвалар» при его объемах производства берет столько сырья?

Нет, не секрет. У нас порядка 30% сырья выращивается на собственных плантациях. Это  клевер, овес, ромашка, пустырник, лапчатка белая — кстати, очень редкое и сложное в агротехнике растение – ее рассаду мы завозили из Европы, и многие другие.

Остальное мы закупаем у проверенных иностранных поставщиков.  Например, экстракт виноградных листьев мы получаем из Швейцарии, экстракт листьев артишока из Франции, хотя в этом году мы смогли вырастить на собственных экспериментальных полях собственный урожай артишока и это предмет большой гордости для нас. Экстракт гуараны поставляется из США, а листья сенны и экстракт гарцинии — из Индии.

Что дает вам обладание американским сертификатом GMP? Влияет ли это на работу предприятия и открывает ли перспективы экспортного развития?

— Это прежде дисциплина. Стандарт позволяет не только управлять качеством, но и поддерживать операционный контроль и порядок на предприятии, практически на всех производственных уровнях. Опять же, заимствуя западный опыт подхода к качеству, мы открываем много нового, адаптируем не только производственный  опыт, но и маркетинг.

Что касается экспорта, то он составляет порядка 10% в обороте компании, сегодня мы поставляемся в 24 страны мира. Но здесь мы только в начале пути. Идем методом проб и ошибок, но принципиальный момент – это открытие собственных международных офисов, контролируемых из России.

Накопленное преимущество

— В этом году «Эвалар» получил фармацевтическую премию за разработку и продвижение натуральных лекарственных средств. Это новый вектор? Какие планы у «Эвалар» в работе с лекарствами? 

Этот вектор не нов для «Эвалар» и у нас уже есть успешные кейсы. Но это то направление, которому мы планируем уделять приоритетное внимание в актуальной стратегии развития компании.

В 2016 году компания также впервые получила профессиональную фармацевтическую премию «Платиновая унция» «За достижения в области разработки и продвижения лекарственных препаратов растительного происхождения».

На нашей стороне играет конъюнктура рынка. На фоне сокращения реальных доходов, население все больше стремится сэкономить, выбирая более доступную продукцию. Объективное преимущество продукции «Эвалар», при прочих равных, в более доступной цене при высоком качестве. В различных категориях ценовая разница достигает от 20 до 500%. Мы намерены активно использовать это наше преимущество в реализации собственной программы импортозамещения.

Здесь у «Эвалар» уже есть несколько успешных примеров. Так, ангиопротектор «Гинкоум», средство для усиления кровообращения мозга, успешно заменяет  импортные дорогостоящие аналоги, «Ци-Клим», препарат, содержащий фитоэстрогены, который женщины используют в период  менопаузы и климактерия, является  лидером по объему продаж  в этой  категории.  Всё больше набирают популярность и другие средства, среди которых, например, назальный спрей «Аквамастер».

Опять же, мы видим растущий запрос потребителя на натуральные лекарственные средства. В той же Германии 50 % всех зарегистрированных лекарств – это натуральные препараты, а в России это всего лишь 5 %.

Главный капитал

— А как же БАД? Или это направление уже не так вам интересно

Еще как интересно! Мы лидер рынка и сохраняем эти позиции за собой уже на протяжении 10 лет.  За  9 месяцев 2016 года нам  удалось  увеличить свою долю в этом секторе практически до 18%, и это на фоне стагнации рынка в целом и негативных трендов потребительского поведения, связанных с падением доходов населения.

И здесь тоже есть несколько векторов. Во-первых, мы планируем дальнейшее развитие ассортиментного портфеля БАД за счет расширения существующих популярных линеек, выпуска оригинальных препаратов, спортивного питания, витаминов для детей и тд. Только за прошедший год мы выпустили более 30 новинок.

Во-вторых, мы будем заниматься расширением каналов продаж – это, на мой взгляд, значимая точка роста для рынка БАД. Поясню. Сегодня БАДы занимают лишь 5% в ассортименте аптек. Это очень мало! Кроме этого, на сетевом аптечном рынке имеют место тенденции монополизации, которые не самым благоприятным образом могут сказываются на производителе,  в частности есть  сложность с представленностью в аптеке  всего ассортимента  который  мы производим.  Поэтому в настоящее время «Эвалар» активно развивает собственную аптечную сеть. Сегодня у нас 29 собственных аптек, кроме того, почти 100 аптек под маркой «Эвалар» в 26 регионах России открыты по франшизе и их число будет увеличиваться. Доля  наших продаж  в таких  аптеках  приближена к 10-20% в товарообороте аптеки.

Последние два года мы также активно начали продвижение в продуктовые сети — это новый канал продаж для нашей компании. Компания уже представлена в сетях «Ашан», «Гиперглобус», «Азбука вкуса» и «Магнит».

Что ж, остается поздравить вас и всех сотрудников «Эвалар» с юбилеем! Кстати, сколько человек трудятся в вашей компании?

Спасибо! Знаете, когда мы только начинали, их было 12, а сегодня – свыше 1300. Я скажу так: главный капитал компании – это ее люди. «Эвалар» всегда объединял настоящих профессионалов, людей с высоким потенциалом, мотивированных, нацеленных на результат — благодаря им мы стали лидерами, благодаря им будем расти, развиваться, добиваться новых успехов в будущем.

 

Читайте также

Фильтр