Фарфоровая стройка века

    Москвич Андрей Черкасов создает свой город из керамики и населяет его очень милыми типажами 

    Собирательный образ. У города нет прототипа, но есть много узнаваемых зданий, а стиль отдаленно напоминает гжель, только раскрашенную яркими красками. Фото: архив художника
    Собирательный образ. У города нет прототипа, но есть много узнаваемых зданий, а стиль отдаленно напоминает гжель, только раскрашенную яркими красками. Фото: архив художника

    На выставке «Фарфоровый город» художника Андрея Черкасова можно залипнуть на час перед стеклянной витриной, разглядывая милые детали уютного быта: от щекастого бутуза на фарфоровом горшке с маковой баранкой в руке до трогательного старичка в валенках и с корзиной грибов.

    Можно гадать, что это за городок: кто‑то скажет «Суздаль». Но там нет железнодорожного вокзала. А в городе Черкасова он есть. «Плес?» – предположит другой. Но в нем нет трамваев. А у Черкасова они есть – смешные, пузатые, с цифрой шесть.

    коллекция. Перед выходом на пенсию Андрей Черкасов ­принялся за изготовление коллекции фигурок, посвященных 60–70‑м годам.
    Коллекция. Перед выходом на пенсию Андрей Черкасов ­принялся за изготовление коллекции фигурок, посвященных 60–70‑м годам

    «У города нет прототипа, но в нем много узнаваемых зданий, я подсматривал и запоминал их черты, когда студентом ездил по стране», – рассказывает художник.

    Кстати, трамвай-шестерка – это, пожалуй, единственное, что «из настоящей жизни». Он бегал по Тушино, району, где родился и вырос Андрей.

    Первые домики и жители. Стиль оформления отдаленно напоминает гжель. Но раскрашен городок яркими красками. Первые домики появились случайно.

    В трудные девяностые Андрей остался без работы. Выручил приятель, попросивший сделать фигурки символа наступающего года – петухов.

    В какое‑то время с заказами проблем не было. И этот промысел неплохо кормил. Но фирма, дававшая заказы, закрылась, а печи для обжига остались. Художники стали работать самостоятельно.

    «Начинали со шкатулок, знаков Зодиака, – вспоминает Черкасов. – Пробовали всё подряд. Лепили, обжигали, расписывали. Параллельно разрабатывали рецепты красок. От декоративной манеры я вернулся к «реалистической», несколько кукольной и гротесковой, как и пристало игрушкам».

    «Первый домик расписан был ещё по «трофейной» гжельской модели. Потом появилась собственная модель – «Деревенский», или «Мещанский». Далее появились «Купеческий», «Усадьба», «Сарайчик», «Большая церковь». Появился цикл «Деревня», – вспоминает художник.

    Деревня, как бывает и в жизни, доросла до «Городка». Хорошего такого, зажиточного – с каменными постройками, собором, рынком и крепостными стенами, и…  Кремлём. Прибавилось в «Городке» и жителей – разного возраста и сословия.

    «Потом я попробовал и лето, – продолжает художник. – А это ведь пропасть новых сочных сюжетов! У крепостных стен появились пейзажи с косцами, картофельным полем или старым парком. У домиков зацвели пруды с гусями и рыбаками. На улицах завелась детвора на велосипедах, на огородах – грядки и сады».

    Билет в детство. В более поздней коллекции он вспоминает свое детство и юность и населяет ее узнаваемыми символами той эпохи – от женщины с веслом до памятника Ильичу с вороной на голове.

    «Хотелось разглядеть лица жителей, их выражения, заглянуть в окно, «войти» внутрь за хозяином. Поэтому родилась новая коллекция – из крупных жителей и элементов интерьера».

    Бизнес или промысел? Одно время деревенька «кормила» художника. Ему заказывали целые «улицы» для подарков банкам и корпорациям. Но кризис подкосил меценатов. Какое‑то время заказов не было. И тут на Андрея вышел владелец «Музея фарфора, лаков и живописи» Юрий Марушкин. Мужчины сговорились о цене и тематике, и довольно большая коллекция уехала в Плес. Музей Марушкина гиды все чаще включают в программу экскурсий.

    Московская же, более «населенная» коллекция Андрея Черкасова на время расположилась в палатах Алексея Михайловича в Коломенском. На выставке более 500 экспонатов. Все расположилось довольно органично. Правда, переезда не пережил крохотный «чижик» – улетела птичка или где‑то в коробках завалялась, пока неизвестно. Но художник не теряет надежды ее найти.

    Где можно посмотреть

    Выставка «Фарфоро­град» экспонируется в Малом выставочном зале Дворца царя Алексея ­Михайловича в Коломенском.

    Адрес: м. «Каширская», проспект Андропова, д. 39, стр. 69

    Часы работы: вторник-воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, по субботам – с 11:00 до 19:00

    Билеты: в кассах музея-заповедника с 9:45 до 17:30, по субботам – с 10:45 до 18:30, а также на сайте музея-заповедника

    Цена: 200 рублей, для льготной категории – 70 рублей

    Важно: Посетители с ограниченными возможностями могут предупредить о своем визите на выставку по телефону 8‑910‑450‑53‑97

    Поделиться