Гаджеты: не только игры

    Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. PressFoto

    Как с помощью ноутбуков, планшетов и смартфонов пробудить в детях интерес к чтению

    Гаджеты входят в жизнь детей едва ли не с младенчества. Кто‑то из родителей противопоставляет бумажные книги электронике, и, как признают психологи, совершает ошибку. А кто‑то, поняв, что планшеты стали частью социума, пытается показать, что гаджеты — это не только развлечение, что при их помощи легко учиться читать-считать. И вообще, электронная книга — это дверь в бескрайний мир.

    Правда, на некоторых этапах родителей ждут открытия. А иногда и разочарование. Как, например, маму четырехлетней Леи, журналистку Алину Фаркаш.

    «Наблюдала, как Лея играет на планшете в игру с буквами. Получалось у нее это очень здорово. Я так радовалась тому, как быстро она выучила все буквы! — поделилась мама впечатлениями от наблюдений за ребенком. — Ну, ровно до тех пор, пока не догадалась, что она механически выучила все пары — какая картинка (буква) соответствует другой картинке (слову, которое начинается с этой буквы)».

    Как направить интерес к смарт­фону и планшету в образовательное русло и получить реальные, а не механические, как в случае с этой четырехлетней малышкой, результаты, рассказывают эксперты «Моего района».

    Это «книжкин друг». Прин­ципиальный момент — гаджет не может быть противопоставлен книге. Но одновременно с этим не должен ее заменять. Книги и электронику надо чередовать и сочетать. Ребенок должен расти с пониманием, что книги и гаджеты — друзья.

    «Каждый родитель решает, насколько компьютер, планшет или телефон будут присутствовать в жизни ребенка, пытаясь определить пользу и вред от их использования, — рассуждает педагог Татьяна Наумова. — Несомненно одно: гаджет не должен занимать главенствующее место в жизни ребенка, но стать частью обучающего процесса он способен».

    К счастью, сейчас появились образовательные платформы, которые строят свой контент, базируясь на основах детской психологии. Разработчики четко понимают, что в процессе обучения непременно должен присутствовать игровой элемент. Но не агрессивный, как в большинстве «стрелялок», а созидательный.

    «Сама интерактивная форма подачи учебного материала очень привлекательна для ребенка начальной школы. Он обучается, играя, — отмечает руководитель отдела «Русский язык» портала UCHi.RU Наталия Стефаненко. — А следовательно, игра, захватывая ребенка, побуждает к выполнению заданий. Но, не прочитав и не осмыслив задание, выполнить его невозможно».

    Поэтому эксперты рекомендуют выбирать для дошколят и младшеклассников те игры и интерактивные задачки, где есть четкие задания и призывы к действию: «Найди…», «Выдели…», «Нажми на…», «Перетащи…» и пр. Фразы должны быть короткими, лаконичными и в то же время подсказывающими, что нужно сделать, чтобы начать выполнять задание и выполнить его успешно.

    Что рекомендуют педагоги. Пока выбор грамотных игр и приложений, которые кроме развлечения еще и обучают, небольшой. Но они есть, часть программ используют в школах.

    Для малышей:

    «Из обучающих программ-приложений, доступных к скачиванию в appstore или для андроида, хочется отметить «Сказбуку», — отмечает практикующий педагог Татьяна Наумова. — Там отличная графика, хорошая задумка, интересные задания, новая буква становится наградой за пройденные испытания — в общем, качественно сделанная игра, благодаря которой и буквы можно выучить».

    Для младших школьников:

    А) «Из интернет-проектов хочется похвалить «УЧИ.РУ», где проводятся межпредметные олимпиады, а в этом году появился и самостоятельный учебный курс по русскому языку и чтению, — продолжает Наумова. — Для самостоятельного изучения учащимся 1 класса задания не совсем подходят, так как там достаточно большой поток текстовой информации, но со 2 класса я однозначно рекомендую! Приятным бонусом становятся дипломы, которые выдают участникам».

    Б) Книги серии «Девар».

    «Если ребёнок пристрастился к планшету и отказывается от чтения обычной книги, загрузите электронную версию из серии «Девар». С картинками, — рекомендует эксперт онлайн-школы «Фоксфорд» Евгений Лебедев. — Пусть листает страницы, увеличивает и уменьшает изображения, пока вы читаете с выражением.

    К сожалению, на русском языке качественных интерактивных книг практически нет. Обычно разработчики таких книг заигрывают с детьми, а не расширяют их читательский опыт».

    Евгений Лебедев сетует, что современные дети очень своеобразно «читают» на планшете: перелистывают, слушают и раскрашивают одним касанием. События на экране поощряют ребёнка играть с гаджетом, но не увлекают историей.

    Книгой на планшете управляют даже годовалые дети, взрослый им не нужен, ведь всё звучит и мелькает само. Но зрелые читатели вырастают из ребят, которым родители много читают вслух. Поэтому, как бы ни был велик соблазн оставить ребенка тет-а-тет с электронной книгой, надо найти силы и время, чтобы читать вместе. В том числе и с планшета.

    Средняя и старшая школа:

    А) Примером осмысленного применения цифровых технологий для чтения наши эксперты считают книги проекта «Наш выбор», автор идеи — бывший вице-президент США. Часть материала есть на YouTube, полностью продукт доступен в appstore. Находится по запросу «Al Gore’s ‘Our Choice’».

    Б) Заинтересовать подростка чтением можно попробовать на литературном онлайн-курсе «Курс по литературе для 7‑10 классов» школы «Фоксфорд».

    «Иногда, чтобы начать читать, нужно попробовать писать или увидеть, как устроена литература, — рассказывает Евгений Лебедев. — Школьники проходят курсы по анализу сюжетов онлайн, потому что это современно. Главное — чтобы преподаватель «зацепил», тогда всё получится».

    С правом на ошибку. Обучение невозможно без ошибок. Это естественный процесс. Важно выбирать те игры, где в случае ошибки у ребенка есть шанс ее исправить. Пока же в большинстве «ходилок-стрелялок» игрок просто теряет жизнь. Система не объясняет ему, что ребенок сделал не так. Это неправильно.

    «Если ребенок совершает ошибку, то система «Учи.ру» ему дает подсказку в виде какой‑то короткой формулировки: «Ты выбрал не все слова», «Давай решать вместе», — рассказывает Наталия Стефаненко. — Иногда подсказка идет от лица игрового персонажа. Например, такой персонаж, как Слогоед, говорит ребенку: «Я не ем ударные слоги».

    Маленькими шажками. «У современных детей чтение не является внутренним мотивом, желание читать необходимо формировать как бы невзначай, исподволь, незаметно для самого ребенка, — советует Наталия Стефаненко. — Когда ученик видит, что картинки и персонажи двигаются, перемещаются, слова и предложения выезжают, а потом пропадают и на их месте возникают новые, то он невольно обращает на это движение внимание и хочет понять, что же с этим делать. Нужно читать и постараться понять, как действовать со всеми этими двигающимися объектами. Начинается процесс чтения. Сначала медленно, маленькими шажками, потом все быстрее».

    Упор на детскую классику. Хорошо, если игра или приложение построены на сюжете детской классики. Отлично, если задания побуждают строить диалоги. Например, на портале «Учи.ру» многие задания по русскому и литературе построены именно по этому принципу.

    Источники: директор по маркетингу онлайн-школы «Фоксфорд» Евгений Лебедев, руководитель отдела «Русский язык» портала UCHi.RU Наталия Стефаненко, преподаватель литературного чтения Начальной школы Макарун Татьяна Наумова.

    Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

    Газета «Мой район» совмест­но с Федеральным агентством по печати делает проект «Как приучить ребенка читать». Мы расскажем о том, что чтение книг может быть более занимательным, чем увлечение гаджетами. Познакомим с новыми интересными писателями, вспомним незаслуженно забытых классиков. Расскажем о самых интересных книжных новинках. Мы приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вы хотите рассказать о своем опыте, как вы приучали детей к чтению, присылайте свои идеи по адресу: amayantseva@mr-msk.ru.

    Поделиться