Гаражная экономика. Кто и как зарабатывает на жизнь в автобоксах. И почему это не считается бизнесом

Сергей — один из авторов исследования «Гаражная экономика в российской провинции». Он  рассказал «Моему району» о том, кто сегодня работает в гаражах и почему.
 
КТО ТАКИЕ ГАРАЖНИКИ. Средний гаражник — семейный мужчина 30‑55 лет, почти не пьющий. Называет себя мастером, чаще всего без выс­шего образования. В деятельности в гараже ему помогает опыт предыдущей работы по найму.
 
Он выбирает гараж, потому что не может трудоустроиться, хочет быть независимым или ищет самореализации. «Чаще всего уход в гаражи объясняют невозможностью найти работу, обеспечивающую нормальное существование благодаря навыкам и умениям», — утверждается в исследовании.
 
Основные виды доходов в «гаражной экономике» — автосервис, производство мебели и стройматериалов, аренда.
 
В Москве, по словам Селеева, многие гаражи сдаются в аренду мигрантам. Стоимость — от 7 до 20 тысяч рублей в месяц. В так называемом «Шанхае» (гаражном кооперативе около МГУ на Воробьевых горах) помимо жилья есть даже кафе для живущих там мигрантов.
 
Перестройка гаражей в жилье распространена на юге России. В Анапе таким образом используется более 50 процентов гаражей. В последние годы к южным городам присоединились Ханты-Мансийск и Москва. Причины популярности такого жилья — высокая стоимость аренды квартир, большое количество отдыхающих или вахтовиков.
 
СЛЕДЫ ПРОИЗВОДСТВА. В городах и поселках с большим количеством гаражных кооперативов почти наверняка есть и гаражники.  
 
Чаще всего местные жители на вопрос «Производят ли у вас что‑нибудь в гаражах?» указывают на кооператив и говорят, где и какого мастера там можно найти. 
 
«Они есть в гаражах рядом с дачами, кладбищами и заводами»,  — говорит Сергей Селеев. Если рядом кладбище, гаражники производят надгробия, памятники, ограды, продают цветы. Те, у кого поблизости дача, производят инвентарь и теплицы. В гаражах рядом с заводами собирают разные вещи из тех деталей, которые есть на предприятии.
 
По лежащему рядом с боксами мусору тоже можно сделать вывод, что в нем производят. Например, есть обрезки стекла и пластиковых профилей — значит, делают окна.
 
НЕ СОВСЕМ ЭКОНОМИКА. Часть гаражников работают в одиночку. Это может быть постоянная занятость или частичная, к тому же нерегулярная. Так, в Ульяновске гитарных дел мастер работает в магазине, а в гараже делает гитары, когда есть заказы или настроение.
 
Посчитать, сколько человек занято в «гаражной экономике» и сколько товара они производят, невозможно. В этой сфере практически отсутствует найм — легальный или теневой.
 
Чаще всего деньги делятся между работниками по артельному прин­ципу: в зависимости от вклада в общее дело. Иногда сотрудники дежурят на объекте по неделе или месяцу и несут полную ответственность за работу объекта и распределение долей между работниками и управляющими. Свою прибыль работник получает только в этот период.
 
Клиенты гаражников — их знакомые или пришедшие по рекомендации других клиентов. «С улицы найти такие гаражи не всегда получается — у них нет вывесок или рекламы. Да и не факт, что мастеру это будет интересно. Важен вопрос знакомств, уважения, рекомендации»,  — замечает Селеев.
 
Гаражники могут легко менять вид деятельности. Они понимают, когда появляется новая ниша. И стараются удовлетворить спрос.
 
«В течение одного месяца после прекращения зарубежных поставок в Москве появилась импортозамещающая «итальянская» мебель (родом из поволжских гаражей); производство «оригинальных» силиконовых элементов подвесок для иномарок было налажено с нуля в течение шести недель, включая кустарное изготовление пресс-форм», — сказано в исследовании.
 
Если гаражную деятельность мастер совмещает с занятостью в другом месте, то увольняется, как только наберет пул клиентов. Когда ему выгодно работать легально, он регистрирует ИП или ООО. 
 
«Это не бизнес, а типичная промысловая деятельность. И термин «гаражная экономика» довольно условный — по локализации. Точно так же есть «дачная экономика», когда люди на участке выращивают кур на продажу. Любой бизнес можно оценить и продать. А с гаражным этот принцип не работает», — утверждает Сергей Селеев.
 
Он не берется оценить, сколько примерно человек могут быть заняты в «гаражной экономике». Но подчеркивает, что в этом феномене социальная часть оказывается главнее экономической. «Важнее не деньги, а социальные связи, получение каких‑то услуг за свой труд и занятие делом, которое нравится», — подчеркивает Селеев.
 

Средние заработки гаражников в Москве

Автосервис, специализированный на механике, от 90 до 300 тысяч рублей.
 
Автоэлектрик — 70‑100 тысяч рублей.
 
Шиномонтаж — 120‑160 тысяч рублей. От 20 до 50  % получает шиномонтажник, остальное — владелец гаража.
 
Аренда жилого гаража — от 7 до 20 тысяч рублей.
 
При написании текста использована информация из книги Сергея Селеева и Александра Павлова «Гаражники», выпущенная фондом «Хамовники».

Читайте также

Фильтр