Где точки роста у Москвы

На вопросы отвечает Марат Хуснуллин, заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.
 

В Москве пройдет чемпионат мира по футболу в 2018 г. Пожалуй, это мероприятие больше других повлияет на работу вашего ведомства. Какую инфраструктуру получит город в ближайшие три года?

- За 5 лет мы фактически удвоили ввод спортивных объектов. Мы выходим на первое место среди мегаполисов по количеству больших стадионов на число жителей.
 
Появились сооружения мирового уровня: реконструированный Гребной канал в Крылатском, самая современная в Европе арена «ВТБ-Ледовый дворец».
 
Построенный в прошлом году с нуля олимпийский стадион «Открытие Арена» наряду с «Лужниками» примет чемпионат мира по футболу. Открылась после реконструкции арена «Мегаспорт». Опережающими темпами идет реконструкция БСА «Лужники», в будущем году приступаем к обустройству футбольного поля. О безопасности. У метро «Воробьевы горы» появятся 2 павильона входного контроля. За минуту каждый может пропустить 80 человек. Это будет самая современная система безопасности, учитывающая опыт специалистов Олимпиады в Сочи. Посещать «Лужники» смогут 3 млн человек в год.
 
Строится стадион ЦСКА на 3‑й Песчаной. В следующем году пройдут первые матчи, а позже он станет площадкой для тренировок команд во время чемпионата мира.
 
Реконструкция стадиона «Динамо» закончится осенью 2017 года. До конца 2016 года появится 11 футбольных полей для детско-юношеских спортивных школ с системами обогрева и дренажа.
 

Как реализуется программа развития аренды жилья в столице? Она в приоритете?

- Это важный вопрос. Любой человек должен иметь возможность снять жилье вблизи работы. В городе большинство людей живут в одном месте, а работают в другом. Развитие рынка аренды это маятниковое движение позволит сократить. Многие просто снимут жилье там, где удобнее. Это позитивно скажется и на транспортной ситуации.
 
На самом деле, когда мы давали разрешения на строительство апартаментов, у нас была надежда, что это повлияет на развитие аренд­ного жилья. Но прорехи в законодательстве позволили застройщикам продавать апартаменты фактически для постоянного проживания. Мы работаем вместе с Минстроем, чтобы добиться распространения ФЗ 214 на застройщиков апартаментов, чтобы там, где это возможно, приравнять апартаменты к жилью. Идея для Москвы абсолютно правильная.
 
Апартаменты, используемые как постоянное жилье, порождают проблемы: нельзя зарегистрироваться, нет социальной инфраструктуры в шаговой доступности. Где это не противоречит нормам, им надо придать статус жилья. Это будет шагом навстречу инвесторам и покупателям, поскольку люди будут знать, что покупают не просто право аренды, а полноценное жилье. Соответствующий законопроект могут внести в Госдуму в начале будущего года.
 

Говорят, что в 90‑х в столице было много градостроительных ошибок. Каких? Что из них уже исправили?

- Не только в 90-х, эта тенденция сохранялась и в «нулевых». Точечная застройка в центре, сосредоточение огромного количества офисов в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК) привели к колоссальному дисбалансу и транспортным проблемам. К 2011 году половина рабочих мест была сосредоточена в пределах ТТК, а 92 процента населения жили на его периферии.
 
Люди тратили на дорогу по три часа в день. Кроме того, каждый год в столице прибавлялось по 250-300 тысяч автомобилей, это еще больше усугубляло ситуацию. 5 лет назад основой градостроительной политики Москвы стало формирование комфортной среды и полицентрическое развитие города. Мы ушли от точечной застройки к комплекс­ному освоению территорий, прекратили реализацию проектов недвижимости более чем на 15 млн кв.м, они городу просто были не нужны: вызывали протесты, предусматривали снос памятников, осложняли пользование инфраструктурой.
 
Головной болью столицы был и Москва-Сити. Комплекс строился, а транспортная инфраструктура за ним не поспевала. Этот проект мы полностью пересмотрели. И теперь здесь будут и новые станции метро, и станции МКЖД, и ТПУ, и новые дороги. До 2017 года все транспортные проблемы «Сити» решим. После чего его можно развивать за пределы ТТК. Это будет Большой Сити — новый комфортный центр развития города. Рабочие места у дома, общественный транспорт в шаговой доступности.
Мы, повторюсь, изменили градостроительный курс.
 
Размещение офисов теперь переориентируем главным образом в периферийные районы, рядом со станциями метро и железнодорожными платформами. В центре сделали упор на размещение отелей. Это повышает туристическую привлекательность столицы. Новые офисы размещаем и в точках роста Новой Москвы, она становится основным ресурсом комплексного развития города. В следующем году примем Генплан ее развития. К 2035 году там будут жить 1,5 млн человек, появится 1 млн рабочих мест. В старой же черте города ведем реновацию промзон. Уже сегодня до 60 процентов недвижимости строится на этих территориях развития (в Новой Москве и промзонах), и рабочие места формируются именно там.
 

Строительство парка развлечений в Нагатинской пойме — как минимум четвертый проект застройки этой территории. Есть надежда, что он все же появится? Его очень не хватает столице.

- Проект проходит экспертизу, начались подготовительные работы. Завершить строительство планируется в 2018 году. Проект предусматривает создание зон аттракционов, цирка, кинотеатров, площадок для дет­ских игр, тематических кафе и магазинов. Круглогодичный детский парк будет крупнейшим в Европе. Здесь также появятся концертный зал, гостиницы и детская яхтенная школа. В шаговой доступности будет новая станция метро «Технопарк», строительство которой завершится до конца этого года, а в перспективе — пешеходный переход от нее к парку.
 

Заканчивается реконструкция Варшавского шоссе. Какая магистраль следующая?

— Работы по реконструкции вылетных магистралей, как и по реконструкции дорожных развязок, пешеходных переходов и т. д., ведутся параллельно. Мы совершили настоящий прорыв: за 5 лет построили и ввели 405 км дорог (с учетом оставшегося планового ввода до конца года). Это в 2,5 раза больше, чем в предыдущую «пятилетку» (с 2006 по 2010). 
 
Что такое 405 км дорог? Это свыше 10 процентов всех магистральных и межквартальных дорог столицы. По масштабам дорожного строительства Москва занимает 3‑е место в мире после Пекина и Гонконга (по рейтингу Price Waterhause). Построено более 110 искусственных сооружений (эстакад, тоннелей и мостов), 139 внеуличных пешеходных переходов. Что касается вылетных магистралей, то мы уже завершили реконструкцию 8 крупных объектов помимо Варшавского шоссе: Каширского, Ленинградского, Ярославского, Можайского шоссе, Рязанского проспекта, завершен первый этап реконструкции Балаклавского проспекта и Рублевского шоссе. До конца года планируем закончить реконструкцию шоссе Энтузиастов. Завершается реконструкция Щелковского шоссе. Мы создали и создаем полноценные дублеры магистралей, выделенные полосы для общественного транспорта. 30 ноября запущено движение по Михалковскому тоннелю на пересечении улиц Большая Академическая и Михалковская. Завершена реконструкция Большой Академической улицы, где предусмотрены дополнительные полосы в оба направления, построены дублеры, тоннели, местные проезды, подземные пешеходные переходы. 14 декабря запустили движение по южному участку хорды, включающему Сколковское шоссе, Вяземскую и Витебскую улицы.
 
Таким образом, можно сказать, что завершился первый этап возведения Северо-Западной хорды. Активно идут работы на участке Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Идут интенсивные работы по реконструкции главной транспортной артерии Новой Москвы — Калужского шоссе. Первый его этап — от границы старой Москвы до поселка Ватутинки — мы планируем закончить уже в 2016 году. В перспективе мы планируем также сосредоточиться на строительстве и реконструкции локальных дорог. Ситуация на дорогах значительно улучшится.
 

Есть ощущение, что застопорилась программа сноса хрущевок. Они больше не интересуют инвесторов?

- У вас неверное ощущение, программа выполнена на 91 процент. Причем это не инвесторский проект, а первый этап госпрограммы Москвы «Жилище», предусматривающий снос домов «сносимых» серий. Его должны завершить в 2017 году. В 2015 году снесен 71 дом, а за последние 5 лет реализации программы жилищные условия смогли улучшить 28 тысяч семей- почти 70 тысяч москвичей. Все они получили квартиры в новых домах. При этом полностью программа сноса ветхих домов сносимых серий завершена в Южном, Центральном, Юго-Восточном и Зеленоградском округах. В Москве осталось снести 155 домов, большинство из них — за счет бюджета. Из них только до конца года будет снесено еще порядка 30 домов.
 
Мы понимаем, что нужно обновлять и ветхие дома, не вошедшие в реестр «сносимых» серий. И второй этап программы предусматривает реновацию старого фонда. В обновлении нуждается около 23 млн кв. м — не только пятиэтажки, а в принципе дома старых серий. Участвовать в этом мы и предлагаем инвесторам.
 
При выборе районов реновации будет учитываться их обеспечение объектами соцкультбыта, гаражами. На рассмотрении — свыше 400 адресов, по некоторым есть заключения о возможности реконструкции. Только после проведения всех необходимых экспертиз и процедур можно будет предлагать инвесторам тот или иной объект.

Читайте также

Фильтр