Хотят все и сразу

    party, holidays, celebration, nightlife and people concept - smiling friends waving hands at concert in club

    Опубликовано любопытное исследование о современной российской молодежи.

    «Сбербанк» совместно с агентством Validata провел исследование, которое изучило особенности жизни и коммуникаций в среде молодежи. Опросили 18 фокус-групп, провели интервью с учителями и родителями, проанализировали молодежные блоги. По итогам сложился пазл из 30 фактов о так называемом поколении Z. Самые яркие утверждения прокомментировали Вячеслав Данилов, исполнительный директор Центра политического анализа, Елена Александрова, ­HR-эксперт, руководитель компании Aslconsulting, Елена Рагозина, карьерный консультант.

    1. Они «родились с кнопкой на пальце». Онлайн — это измерение их реальности, формирующее тренды.
    Техническая революция произошла, когда взрослели их родители. Когда тетрис, игра «Ну, погоди», телевизор с пультом и мобильник возвышали обладателя «гаджета», — отмечает Елена Рагозина. — Сейчас молодежь относится к технике, как мы когда‑то к автомату с газировкой. Повседневность, не мечта. У кого‑то хватает на воду с сиропом, у кого‑то — на обычную, но жажду утоляют все».

    Марк Пренски придумал различие между «цифровыми аборигенами» и «цифровыми иммигрантами», чтобы описать поколенческий разрыв между теми, кому сейчас до 20 и остальными, — уточняет Вячеслав Данилов. — Мы учились, чтобы осваивать компьютер, а они — осваивали компьютер, чтобы учиться».

    2. Молодые воспринимают краткую и наглядную информацию, быстро переключают внимание: период концентрации у них на одном объекте составляет 8 секунд.

    3. Нет долгосрочных трендов и устойчивых предпочтений — все меняется ежесекундно.
    Они все делают быстро, не вчитываются, а получают информацию, быстрая еда, быстрая езда, быстрые отношения, — отмечает Елена Александрова. — Для них признание не в престижном дипломе, а в лайках на фото с этим дипломом».

    4. Конфликт поколений смазан. Родители выстраивают партнерские отношения, руководствуясь принципом «не ругать за плохое, а хвалить за нормальное». И дети, и родители отзываются друг о друге с теплом и нежностью.

    5. Взрослые не абсолютный авторитет: признают, что дети превосходят их во многих навыках.

    6. Родители опекают и жалеют детей, взваливая на себя все бытовые обязанности, оказывая на отпрысков минимальное давление. Дети не нарабатывают навыков решения жизненных проблем.
    Нет поколения дворовых детей, гуляющих самостоятельно. Стремление обеспечить их безопасность переходит и на бытовую опеку. В этом преуспевают бабушки. Например, я консультирую семью, где ребенок в 4 года плохо ест сам. Просто бабушка любит кормить его с ложки. Мальчик понял, что можно не напрягаясь получить нужное, всегда найдется тот, кто это обеспечит. И это общая тенденция», — признает Елена Рагозина.

    7. Важно всегда быть на связи: они не бывают одни и не любят одиночества. В людях больше всего ценятся качества, помогающие легко общаться.

    8. Представители поколения Z уверены в своей исключительности и непохожести.

    9. Тем не менее, большинство современных молодых людей похожи. Это поколение мейнстрима.

    10. Молодежь не ощущает себя единым поколением. Хобби, музыка, кино не воспринимаются как маркеры «свой-чужой».
    Они росли в отсутствие идеологии, у них нет лидеров и ценностных примеров, они не всегда могут назвать кумира в профессии, — резюмирует Елена Александрова. — Коллективной мечты «стать космонавтами» у этого поколения нет».

    11. У поколения Z повредилась модель постепенного движения к успеху. Исчезла уверенность, что постепенные усилия приведут к цели; они верят в истории о быстром успехе.
    Надо ориентировать, что работа в тягость не будет мотивировать, даже если она высокооплачиваемая, — отмечает Елена Рагозина. — Примеров «18‑летних миллионеров» много. Но не делайте установку, что, если не стал миллионером к совершеннолетию, ты неудачник».

    12. Они не стремятся к открытому бунту, предпочитая тихое сопротивление. Поступают, как считают нужным, но не стремятся к разрушению, ценят спокойствие.

    13. В этой среде отсутствует гендерное равенство, культивируют традиционный взгляд на семью. Ожидаемый возраст брака и рождения детей — 25‑27 лет.

    14. Главное — найти свой путь.

    15. Главный запрос от жизни — быть счастливым. Трудности на пути означают, что путь выбран неверный.

    16. По их мнению, счастье — это и есть успех. Он измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствием.

    17. Юные считают, что саморазвитие — модно, постоянно говорят о «самосовершенствовании». Саморазвитием считается любая активность.

    18. «Жизнь хороша, когда разнообразна» — одна из основных установок.

    19. Поколение Z считает, что работа должна быть в радость, приносить удовольствие, доход и не отнимать много времени; вкалывать молодые не готовы.

    Среди 20‑25-летних много целеустремленных, выбирающих профессию осознанно, анализируя свои интересы, — говорит Елена Александрова. — Они оценивают перспективу финансового состояния, обучения, карьерного роста. Понимают, что ограничиваться одним направлением не стоит. Предпочитают медицинскую и финансовую сферы, юриспруденцию».

    20. Установка на индивидуализм: не стремятся менять мир или человечество, хотят сделать комфорт­ной свою жизнь и близких.

    21. Страстно жаждут признания. «Признак успеха — страничка в Википедии», — отметил участник исследования.

    22. «Модно быть умным».

    23. Любят заявлять о любви к родителям и семье; создание семьи — более важно, чем карьера.
    Они могут считать установки родителей устаревшими, но во время тренингов, где нужна помощь взрослого, часто звонят родителям за советом или ищут их глазами в зале», — признает Елена Рагозина.

    24. Боятся разочаровать родителей, не оправдать их надежд.
    Мысль «представляю, как рассердится папа» для современных школьников так же актуальна, как и для Малыша из книги Линдгрен», — утверждает Елена Рагозина.

    25. Еще страх — сделать неправильный выбор, последствия которого нельзя обратить вспять.

    26. Свобода выбора стала большим затруднением — молодые чувствуют растерянность, оказавшись перед развилкой.

    27. Поколение Z боится «обычной» однообразной жизни.

    28. Также их преследует страх одиночества и социального несоответствия.

    29. Будущее кажется непонятным и пугающим; строить долгосрочные планы для них непривычно.

    30. Главные ожидания от будущего — комфорт и спокойствие. Не ставят амбициозных целей, чтобы не разочароваться.

    Не все из них стремятся быть руководителями, но многие хотят стать востребованными специалистами, понимают, что нет предела в развитии», — уточняет Елена Александрова.

    Поделиться