Инструкция от Владимирской

    Фото: ©peshkova / Фотобанк Фотодженика

    Эксперт рассказала, как быть востребованным на рынке труда

    Алена Владимирская

    Алена Владимирская, главный хантер рунета, объяснила, как стать качественным специалистом и оставаться востребованным на рынке труда – для этого необходимо приобрести скилл агрессивной адаптивности.

    КТО НУЖЕН КОМПАНИИ. Работодатель ищет качественного специалиста, т. е. того, кто обладает знаниями, навыками и постоянно обновляет их, узнает больше, развивается.

    – Раньше, когда выпускник, молодой специалист заканчивал вуз и приходил в компанию работать, его обучали всем профессиональным премудростям, – рассказывает Алена Владимирская. – Сейчас ситуация принципиально изменилась – компания не будет учить специалиста больше, чем ей нужно. Она выучит специалиста ровно до того уровня, какой нужен компании. Но дальше случается самое интересное. Покупают на рынке труда тех специалистов, которые знают в конкретном направлении больше того, чему учит, например, корпоративный университет, или разбираются еще в других сегментах.

    Так возникает внутренняя конкуренция за знание между сотрудниками внутри компании и вне ее. Компании могут цинично избавляться от работников, которые знают меньше.

    Опыт больше 5 лет уже не является конкурентным преимуществом, потому что эти знания устарели

    Кроме этого, Владимирская рассказывает, что сейчас нет никакой разницы, сколько опыта у специалиста в профессии – 5 или 15 лет. Опыт больше 5 лет уже не является конкурентным преимуществом, потому что эти знания устарели.

    СКИЛЛ. Чтобы стать лучшим не только в своей компании, но и на рынке труда, нужно приобрести скилл агрессивной адаптивности, рекомендует хедхантер. То есть специалист должен приобретать знания быстрее, чем это делает его компания, и предъявлять эти знания компании (участвовать в конференциях, каких‑то проектах, менторстве и т. д.). Если сотрудник не будет показывать свои новые знания компании, она об этом не узнает и может сменить специалиста на того, кто знает больше.

    – Чтобы повысить свою экспертность, нужно выбрать направление, в котором специалист хочет развиваться, – объясняет Владимирская. – В этом направлении он должен выбрать свой сильный навык и прокачать его. Либо это должен быть совсем новый навык в специализации. Не нужно тратить время на прокачку своих слабых сторон. Вы не выиграете это соревнование. Это типичная ошибка специалиста – прокачивать свои слабые знания. Кроме этого, важно не только приобрести знания, но и применять их на практике – нужно что‑то внедрить, как‑то применить знания.

    Только концепция «я выучил и я применил» поможет выиграть конкурентную борьбу, считает хедхантер, и двигаться дальше в двух направлениях. Первое: вверх – становиться управленцем, второе – оставаться экспертом, но с более интересным проектом.

    АВТОМАТИЗАЦИЯ. Если со специалистами, уже вошедшими на рынок труда, все понятно – они конкурируют с другими людьми знанием и опытом, то молодым специалистам и будущим выпускникам на рынке труда становится сложнее. Потому что молодежь начинает конкурировать не с людьми, а с автоматизацией. Автоматизация претендует на начальные, стажерские позиции, куда обычно устраиваются выпускники. А также вымывает не очень экс­пертных профессионалов – рядовых экономистов, переводчиков, журналистов, юристов и т. д.

    Алена Владимирская называет конкуренцию с автоматизацией самой жестокой. Через 3–4 года выпускники вузов столкнутся с ситуацией, что рабочих мест для них не будет, считает эксперт. Им будет очень сложно войти в профессию.

    Комфортная среда?

    Работодатели, в свою очередь, тоже конкурируют за сотрудников разными способами: предлагают им плавающий рабочий день, дни работы из дома, отсутствие дресс-кода, возможность делать свои проекты и развиваться, бесплатный фитнес, детские сады, завтраки / обеды, ДМС, спальные комнаты и т. д. Эта комфортная среда дает возможность сотрудникам свободно себя чувствовать. Особенно это важно новому поколению, где ценность свободы важнее ценностей корпораций.

    Для чего это делается: во‑первых, на такие условия приходят лучшие специалисты. Во-вторых, сотрудники проводят на работе большое количество времени. В Европе и Америке в больших корпорациях, например Гугле, люди проводят на работе по 14 часов.

    – Таким образом компания конкурирует с семьей, с отдыхом, отпуском, увлечениями, – объясняет Алена Владимирская. – Это еще один вид конкуренции – очень жестокий для сотрудников.

    – Не надо забывать, что любая корпорация – абсолютная молотилка, – продолжает хедхантер. Если специалист не дает максимальных результатов, его уволят. Сотрудники боятся увольнения и проводят на работе все больше времени, в итоге выгорают, снижают работоспособность, теряют здоровье. Людям перестает нравиться их работа. Компании это тоже заметили. Поэтому страхуются и проводят медицинский чекап перед принятием на работу, вводят принудительные выходные, дополнительный отпуск, предлагают бесплатного психолога и т. д. Все для того, чтобы специалист подольше продержался и выдавал качественную работу. Но если что случится, сотрудника заменят.

    Поэтому многие специалисты, устав или достигнув своего потолка в корпорации, уходят в небольшие стартапы или организовывают свои.

    Поделиться