Инженерные классы

0
264
views
Наука. Благодаря инженерным классам у детей есть возможность попробовать науку на практике. Фото mos.ru

Этот формат обучения, помогающий старшеклассникам определиться с профессией, стал популярен в Москве

Инженерные классы помогают ученикам определиться с направлением будущей технической профессии и получить дополнительные знания вне школы.

Проект стартовал в 2015 году и рассчитан на ребят 10‑11 классов. Это значит, что нынешним летом первые выпускники инженерных классов будут штурмовать технические вузы. «Мы надеемся, что не только дали ребятам новые знания, но и верно направили их в будущую профессию, — говорит Марина Варгамян, директор лицея № 1571. — Надо исключить ситуации, когда выпускник поступает в вуз, а через пару лет понимает, что он не инженер и зря потратил свое время».

«Мой район» пообщался со старшеклассниками, директорами и преподавателями. Они рассказали, как проект знакомит школьников с профессией и помогает при поступлении: например, с помощью инженерных классов можно заработать дополнительные баллы к ЕГЭ.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. Старшеклассники занимаются не только в школе, они выезжают в свободное время на занятия, лекции, экскурсии на производства, технопарки и в технические вузы. Но самое главное, в течение двух лет ребята разрабатывают свой проект, чаще всего это какой‑то прибор или решение технической проблемы. Проекты школьников курируют преподаватели вузов.

«Мы знакомим детей с будущей профессиональной деятельностью, информационными технологиями, машиностроением, нанотехнологиями, — рассказывает Василий Зотов, доцент кафедры горного оборудования, транспорта и машиностроения, ведущий инженер Центра довузовской подготовки НИТУ «МИСиС». — Они занимаются проектами. Таким образом, дети уже в школе начинают понимать, какое им выбрать направление в профессии и что они будут изучать. В школе еще есть время подумать, идти ли дорогой инженера».

В этом как раз и есть различие между инженерными классами и физико-математическими, дополняет Марина Варгамян.

В последних ребят подтягивают в науке, давая им сложные задачки.

В инженерных классах, кроме дополнительных знаний, детей профориентируют. Благодаря практике, например, Алексей Воскобойников, ученик 10 класса лицея № 1571, определился с профессией.

«Инженерные классы утвердили в мысли, что моя специальность будет технической, — говорит Алексей. — Здесь я получил практические навыки, которые были недоступны на обычных уроках физики или математики. С помощью этих знаний я сделал свои первые приборы — люксметр и шумомер. Это вдохновило меня на профессиональное будущее».

проекты. 2000 школьников представили 400 проектов на апрельской конференции «Инженеры будущего». Фото: profil.mos.ru

ОБУЧЕНИЕ НА ДЕЛЕ. Школу, в которой открывается инженерный класс, дополнительно оснащают высокотехнологичным оборудованием. Там появляются цифровые лаборатории, оборудование для 3D-моделирования, геодезические приборы, атомно-силовые микроскопы, электронные пушки, наборы для архитектурного конструирования и изучения электротехники. Эти приборы помогают учащимся освоить основы нанотехнологии, нанохимии, компьютерного черчения, геодезии и картографии, промышленной оптики и разработки сверхпроводников.

Для знакомства с другим, более сложным оборудованием ребята ездят в вузы, технопарки и производства. Например, дети из инженерных классов школы № 1392 недавно побывали в нанотехнологическом центре «Техноспарк». Там старше­классники увидели цех металлообработки, где им пояснили принцип работы современных токарных и фрезеровочных станков. А в лаборатории по выращиванию алмазов ребята познакомились с технологией получения алмазов, их промышленным применением. Что касается занятий в вузах, там часто устраивают эксперименты и разрешают поработать в лабораториях.

50 московских школ (еще 98 школ — кандидаты на участие в проекте), 17 федеральных вузов и сотрудники более 150 высокотехнологичных предприятий принимают участие в проекте по подготовке будущих инженеров

«На лекции по водородной энергетике в Московском технологическом университете нам демонстрировали автомобиль, способный ездить на воде, — рассказывает Александр Т., ученик 11 класса школы № 1392. — А на лекциях по голографии показывали установки и голограммы. У нас были практические занятия, где мы измеряли параметры живой клетки, проводили измерение магнитного поля Земли и оценивали удельный заряд электрона. Только там получалось увидеть, как законы физики работают и где применяются».

ПОМОЩЬ В ЕГЭ. В рамках инженерного класса можно сдать предпрофессиональный экзамен в 11 классе, он проходит на базе разных техвузов. Экзамен дает возможность получить дополнительные баллы к ЕГЭ. Эти баллы зачтутся при поступлении в любой технический вуз Москвы.

Экзамен состоит из двух частей. Вначале необходимо сдать теоретическую часть — решить задачи по физике, математике, информатике. Вторая часть практическая. Так, Данил Паньков, ученик 10 класса лицея № 1571, в инженерном классе сделал трансформатор Тесла. Это катушка, с помощью которой можно передавать электричество на расстоянии без проводов.

«На наглядном примере я узнал, как катушка работает, познакомился с оборудованием и с небольшой помощью преподавателя сделал трансформатор сам, — рассказывает об изобретении Данил. — Вообще, главный плюс инженерных классов — это то, что можно эксперименты посмотреть на деле, покрутить в руках детали приборов, увидеть, как они действуют. Надеюсь, что эта практика поможет мне поступить в МАИ на авиаконструктора».

Как попасть в инженерный класс

Поступить в инженерный класс может любой школьник после 9 класса. Для этого необходимо сдать вступительный экзамен, определяющий уровень знаний старшеклассника по предметам, которые понадобятся в инженерном деле. Это микс из информатики, физики и математики. По этому экзамену преподаватели поймут, где у ребят пробелы и по каким предметам их нужно подтянуть. Баллы за экзамен не имеют значения, они, скорее, просто показатель подготовки. В инженерные классы проходят все, кто хочет. Если в процессе обучения школьнику не понравится то, чем он занимается, из проекта можно выйти.

***
Газета «Мой район» совмест­но с Федеральным агентством по печати делает проект «Россия — инженерная страна». В цикле публикаций мы расскажем о востребованности инженерных профессий, возможностях получения профильного образования и о том, как в будущем России инженеры будут играть одну из ведущих ролей. А также о том, чего уже добились современные российские инженеры. Если у вас, дорогие читатели, есть вопросы или предложения по инженерной тематике, присылайте их на volodina@mr-msk.ru.

Поделиться