«У нас достаточно времени, чтобы решить, пойдем мы дальше в инженерные науки или нет. Но мы уже сейчас знаем, чем будем заниматься и где можем работать, если выберем инженерию», - рассказывает Денис Давыдов, учащийся 10-го класса в лицее № 1581.
В лицее реализуется проект «Инженерный класс в московской школе». В рамках проекта старшеклассники не только углубленно изучают точные науки, но и участвуют в реализации проектов от ведущих инженерных компаний.
ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ. Проект «Инженерные классы» был запущен в сентябре прошлого года в 50 школах Москвы. Он должен помочь школьникам понять, хотят ли они получить инженерное образование и затем работать по специальности. Для этого ученики выполняют лабораторные работы в ведущих технических вузах, слушают лекции их преподавателей, сотрудничают с высокотехнологичными предприятиями и современными инженерными компаниями.
«Основная идея нашего подхода в том, что мы не только преподаем углубленно математику, физику и информатику. Мы создаем образовательную среду, в которой лицеисты могут применять знания из этих наук, работая над инженерными проектами», - объясняет Александр Тверской, директор лицея № 1581. Здесь профильные классы работают уже более 10 лет при тесном сотрудничестве с МГТУ им. Н. Э. Баумана.
«Лицеисты не просто учат науки, не понимая, для чего им это надо. Они видят, что сами могут придумать что-то новое», - добавляет Илья Волчкевич, профессор кафедры технологии машиностроения МГТУ им. Баумана.
Ученики лицея регулярно ездят в МГТУ им. Баумана, где с ними занимаются преподаватели вуза. Они устраивают для школьников семинары, встречи с потенциальными работодателями, выполняют лабораторные работы на современном оборудовании, с которым работают инженеры.
ВЗРОСЛЫЕ ПРОЕКТЫ. Ребята участвуют в инженерных конкурсах и проектах, которые реализуются с помощью ведущих компаний (например, «Лаборатории Касперского»). Школьники решают конкретные задачи и понимают, чем занимаются сотрудники этих компаний в повседневной работе.
Также это шанс для учащихся заявить о себе. Например, Валентин Луганцев из лицея № 1581 разработал программу, которая отлавливает сложные вирусы. Свою работу он представил в рамках проекта «Школа реальных дел».
В различных инженерных конкурсах учащиеся лицея № 1581 участвуют по собственной инициативе и с большим желанием, замечает Елена Ольховская, учитель по физике. Например, в минувшие выходные в лицее проходили соревнования, организованные Ассоциацией студентов технических вузов Европы «BEST» из МГТУ им. Н. Э. Баумана. В них участвовали около 70 учащихся, которым это было интересно. За участие в конкурсе они не получали оценок или каких-то ценных подарков.
ВЫБРАТЬ ТРАЕКТОРИЮ. Все выпускники лицея № 1581 поступают затем на бюджетные места в ведущие технические вузы, отмечает Александр Тверской, директор учреждения.
«Лицеистов отличает высокий уровень знаний и мотивация: они понимают, чем будут заниматься», - добавляет Илья Волчкевич из МГТУ им. Баумана.
Если ученик лицея понимает, что не готов посвятить всю свою жизнь инженерным наукам, он может перейти в другой класс, покинув проект «Инженерные классы в московских школах». Учащийся переходит в другой класс в рамках своей школы или лицея. «Мы к этому относимся положительно. Это тоже выбор дальнейшего пути. В нашей практике такие ситуации случаются, но редко», - говорит Александр Тверской.
Узнать больше о проекте «Инженерные классы в московских школах» можно на profil.mos.ru
Познакомиться с инженерами
С 26 марта департамент образования Москвы запустил новый проект - «Инженерные субботы». Для школьников организовывают лекции, мастер-классы, практикумы, экскурсии в вузовские лаборатории и производственные зоны. Это позволит им понять, чем занимаются современные инженеры и на каком оборудовании они работают.