Инженеры возвращаются

Инженеры возвращаются  фото«В 1930‑е годы инженерная профессия была базовой и основополагающей для экономики нашей страны. Все — физики, лирики, политики — должны были равняться на инженеров. Сейчас мы уже не промышленное, а постиндустриальное общество. Но потребность в инженерах осталась», — говорит Валерий Мальцев, директор по маркетингу инженерно-консалтинговой компании ENGEX.
 
Сейчас Россия, похоже, снова вспомнила, что она инженерная страна. Эпоха, когда родители повально отдавали своих детей учиться на юристов и экономистов, прошла. В России чувствуется острая необходимость в инженерах.
 
За очередным круглым столом газеты «Мой район» собрались химики, математики, физики, бизнесмены, педагоги. И все они говорили об инженерии как науке нашего ближайшего будущего.
 
КУЗНИЦЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ. Знакомство с основами инженерной профессии в Москве происходит задолго до поступления в технический вуз. В школах открываются инженерные классы, а предприниматели создают кружки робототехники для детей от 5 лет, в которых ребята знакомятся с инженерией.
 
С 2016 года около 50 московских школ участвуют в проекте «Инженерные классы». Для этого проекта очень важна тройная связка: инженерный класс — инженерный вуз — высокотехнологичное предприятие. Ребята учатся в школе, уделяя особое внимание точным наукам. Кроме этого, они слушают лекции преподавателей из технических вузов, выполняют общие для нескольких классов проекты, связанные с инженерией.
 
«В рамках проекта «Школа реальных дел» к нам приходят различные компании и предлагают выполнить совместные кейсы. Они ставят задачу, которую надо решить ученикам, и дают все возможные инструменты. Например, совместно с «Лабораторией Касперского» ученики исследовали актуальные криптоалгоритмы — создавали алгоритмы шифрации и дешифрации. Мы хотим, чтобы в будущем наши ученики участвовали в реализации проектов, которые существуют в технопарках», — рассказывает Александр Тверской, директор лицея № 1581. В этом лицее существуют инженерные классы, налажено сотрудничество с МГТУ им. Баумана.
 
В самих вузах благодаря бизнесу появляются проекты, направленные на подготовку определенного типа инженеров. 
 
«Компания Mail.ru создала образовательные проекты в МГТУ им. Баумана, МГУ, МФТИ. Яндекс, Cognitive Technologies, Акронис, ABBYY, другие технологические и инженерные компании открыли свои кафедры в МФТИ. Такие формы сотрудничества бизнеса и ведущих ВУЗов помогают подготовить не просто высококлассных специалистов, а специалистов, соответствующих по своей квалификации потребностям экономики и рынка труда. Разумеется, данные компании надеются, что, отучившись, ребята придут работать к ним. Но студенты могут уйти в любую другую компанию», — замечает Илгизар Талипов, эксперт по образованию.
 
Предприниматель Павел Баскир занимается тем, что формирует интерес к инженерным наукам у будущих студентов вузов — детей в возрасте от 5 до 17 лет. Он запустил в Москве проект «Лига роботов»: открыл за 5 месяцев сеть из 40 платных кружков образовательной робототехники. На занятиях ребята получают одновременно знания из разных областей, необходимых для создания роботов: математики, физики, механики, программирования и других. А затем сами создают роботов из конструкторов и тестируют их.
 
«Мы готовим детей, которые будут инженерами через 10‑15 лет. Помимо необходимых знаний мы стараемся прививать им любовь к обучению. Потому что в будущем им в течение жизни придется постоянно переучиваться: востребованность тех или иных профессий будет быстро меняться», — объясняет Павел Баскир, учредитель московской «Лиги роботов».
 
КАКИМИ СТАНУТ ИНЖЕНЕРЫ. Умение постоянно учиться чему‑то новому — необходимый для современных и будущих инженеров навык. «Самыми желанными специалистами для современных компаний становятся разработчики и архитекторы, способные решать функциональные задачи различных подразделений, превращать их в четкую систему, — считает Татьяна Мартьянова, руководитель управления по связям с общественностью МГТС. — Поэтому мультидисциплинарность — одна из отличительных черт IT-специалиста будущего. Любые решения должны быть прикладными, реальными, которые можно будет реализовать и продать. Не так важно, какой вуз окончил кандидат. Важно то, как он мыслит, не отбили ли у него способность придумывать».
 
При этом инженеры все равно должны будут знать фундаментальную физику и базовую математику, считает Сергей Аржанцев, менеджер технического контроля столичного филиала компании «МегаФон». «Сейчас популярна тематика больших данных, их обработка и статистика. Это используется во всех отраслях жизни, например, в бизнес-анализе и нейроисследованиях. Без хорошей математической подготовки освоить тематику больших данных будет тяжеловато», — прогнозирует он.
 
«Сейчас стоит делать большой акцент на информационных технологиях и математике, которая лежит в их основе. В будущем будут востребованы инженеры для IT-сферы, а она тесно связана с математикой. Инженер — это специалист высокого уровня, у которого должны быть фундаментальные знания и по математике, и по физике, и по конструированию. И в дальнейшем требования к подготовке инженеров будут только возрастать», — добавляет Евгения Степанова, председатель совета молодых ученых и специалистов ИПМех РАН.
 
Уже сейчас в академической науке, которая занимается созданием новых научных результатов, ощущается острая нехватка инженеров. 
 
«И прежде всего конструкторов, которые бы занимались разработками. От научного открытия до его воплощения в обычной жизни проходят многие десятилетия. Нужны инженеры, которые смогут находить применение новым знаниям. Сейчас у нас работают инженеры, пришедшие еще в советскую эпоху. Науке нужна молодежь, которая будет еще и творчески мыслящей», — говорит Анастасия Илюхина, заведующая лабораторией в Объединенном институте высоких температур РАН.
 
Сегмент инженерно-технических кадров занимает сейчас одну из лидирующих позиций в плане подбора персонала. По данным портала SuperJob.ru, сфера «промышленность / производство», в которой задействованы инженеры, в России в целом составляет 10 % всех вакансий.
 
«У инженеров колоссальный уровень востребованности и сейчас, и в будущем. Это стабильная область рынка труда с зарплатами высокого уровня. 
 
Но инженеры — это очень общая группа профессий. Есть инженеры-строители, инженеры на производстве (технологи, конструкторы, инженеры различных специализаций) и отдельная группа «новых инженеров» — программисты, разработчики компьютерных программ. Важно еще и то, что все эти группы инженерных профессий в будущем будут не такими, к каким мы привыкли. 
 
Для всех инженерных специальностей будет важно знать не только компьютерные технологии, но и иностранный язык, умение общаться с людьми, управлять проектами, работать в команде. Все эти знания и навыки придется получать самостоятельно или во время учебы в вузе», — подытоживает Павел Лебедев, руководитель направления исследований компании SuperJob.

Читайте также

Фильтр