Новая карта. Дмитрий Гаев, начальник Московского метрополитена, показывает новую кредитную карту с бесконтактной технологией оплаты проезда в метро. Фото «Коммерсант»
На этой неделе в московской подземке появились новые автоматы по продаже проездных билетов. Потом они появятся почти на каждой станции.
В массовой замене автоматов может быть лично заинтересован Дмитрий Гаев, начальник столичного метрополитена.
КОНФЛИКТ. Первые автоматы, торгующие магнитными картами, появились в метро семь лет назад. Но после появления бесконтактных билетов «Ультралайт» эти автоматы перестали работать.
Перенастроить автоматы на продажу билетов «Ультралайт» — невозможно, это совсем другая технология, утверждает Павел Сухарников из пресс-службы московского метро.
СВЯЗИ И РОДСТВЕННИКИ |
Бесконтактные билеты «Ультралайт» для Московского метрополитена производит компания «Ситроникс», в совет директоров которой входит Дмитрий Гаев, начальник столичной подземки. Одним из дочерних предприятий «Ситроникса» руководит Владимир Гаев, сын начальника метрополитена.
|
«Любое железо можно модернизировать», — возражает ему Дмитрий Мартынов из компании Parktime, разработчика и производителя тех, первых, автоматов. И стоить это будет гораздо дешевле, чем заказывать новые аппараты. Но с таким запросом к разработчикам представители метрополитена не обращались.
Скорее всего, старые автоматы будут демонтированы. Их уже нет на тех станциях, где установили новые, сообщают в Московском метрополитене. При этом не исключено, что если билеты поменяются снова, автоматы тоже придется менять. «Сейчас автоматы настроены на бесконтактные карты «Ультралайт», и мы не знаем, когда и какие билеты придут им на смену», — отмечает Сухарников.
ИНТЕРЕС. Производитель новых автоматов компания «Группа Смарт Технологии» обеспечивает оборудованием Московский метрополитен, Мосгортрнас, МОЭК и ряд других городских структур. Ее гендиректор, Ольга Вайт, вместе с Дмитрием Гаевым когда-то запатентовала автоматизированную систему проезда в метро, в том числе автоматы по продаже билетов.
В случае, если изобретение запускается в производство, автор патента может рассчитывать на проценты с продаж или иную форму вознаграждения, сообщает Екатерина Прозоровская, специалист патентного бюро.
ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ |
В 2007 году юрист Николай Горбаль добился постановления Верховного суда, что ограничивать срок действия билетов в метро незаконно. Но этот вердикт никак не повлиял на политику метрополитена. Ограничение срока действия поездок на руку производителям билетов — компании «Ситроникс», а опосредованно и Дмитрию Гаеву как члену совета директоров «Ситроникса». Чем быстрее билет приходит в негодность, тем больше нужно сделать новых проездных. |
Дмитрий Гаев, уже будучи руководителем полностью государственного предприятия, также входит в совет директоров частной компании «Ситроникс», которая занимается производством бесконтактных карт «Ультралайт» для московского метро.
По сути, Гаев размещает государственные заказы на коммерческом предприятии и, находясь в совете директоров этого предприятия, заинтересован в этих сделках. Это не вполне законное совмещение должностей, считает юрист Жанна Манкулова.
И как обладателю патента, и как одному из высших руководителей предприятия-производителя бесконтактных карт Дмитрию Гаеву может быть выгодна именно замена старых аппаратов на новые, а не их переоборудование.
НЕПРОЗРАЧНОСТЬ. Метро вызывает удивление, считает юрист Александр Закондырин. Это непрозрачная структура. Составляющие цены за проезд пассажирам неизвестны. «Не удивлюсь, если в конце концов автоматизация продажи билетов повысит их стоимость», — говорит он.
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ В МЕТРО |
|