Кадры на вес золота

0
110
views

Как компании удерживают на местах своих сотрудников

Найти новую работу – это зачастую лишь полдела, главное – найти в себе силы и желание остаться в новом коллективе. На это влияют не только зарплата и условия труда, но и корпоративная культура компании, и мотивационные программы для ее сотрудников. Последние, выясняется, не всегда интересуют самих работодателей. К примеру, на прошлой неделе все информационные агентства обошла новость о том, что «владелец «Пятерочек» озаботился условиями труда рядовых сотрудников».

Как следует из годового отчета управляющей этой сетью компании X5 Retail Group, она стала больше тратить на сотрудников, так как скорректировала систему мотивации работников в магазинах «в соответствии с рыночными тенденциями». Каковы же эти тенденции – что сегодня предлагают своему персоналу крупнейшие компании в России и за рубежом?

Как правило, все они и на виду, и на слуху. Так, о системах мотивации сотрудников  таких мировых гигантов как Apple, Google или Coca-Cola пишут целые книги. Не выпадает при этом из поля зрения и лучший опыт российских работодателей.

От бесплатного пива до криозаморозки

Apple, например, помимо классического соцпакета дает своим сотрудникам 25‑процентную скидку на всю технику и 50‑процентную – на программное обеспечение. Причем, это касается и членов их семей и даже друзей. Компания поощряет занятия спортом, вручая каждому специалисту годовой сертификат на посещение тренажерных залов, но при этом угощает бесплатным пивом и закусками в барах на своей территории. Она также организует для них бесплатные концерты, приглашая звезд первой величины.

63% сотрудников считают премии и бонусы лучшими стимулами для хорошей работы. Данные НАФИ

Новичок компании получает 12‑дневный оплачиваемый отпуск, а с увеличением стажа растет и продолжительность отдыха. Особое внимание компания уделяет ценным кадрам и карьеристам – тем сотрудникам, которые не собираются заводить детей до 30 лет, она предоставляет услуги на замораживание яйцеклеток, а это стоит как минимум 10 тыс. долларов.

У сотрудников Google есть как стандартные дополнительные льготы – например, гибкие расчетные счета, бесплатное медицинское и стоматологическое обслуживание, страхование, пенсионные выплаты, оплачиваемые отпуска и возмещение оплаты за обучение, так и особые привилегии – возмещение юридических расходов до 5000 долларов, пособие по беременности и родам на срок до 18 недель с сохранением 100 процентов заработной платы, финансовая поддержка при усыновлении ребенка.

Плюс корпоративная автомойка, заправка, починка велосипедов, прачечная, спортзалы, массажные залы и парикмахерские. Всем работникам положены бесплатные завтраки и обеды. Кроме того, каждому сотруднику разрешено до 20 процентов своего рабочего времени, а это 1 день в неделю, уделять любому занятию, которое ему нравится.

Лучший опыт – и в наших широтах

В Coca-Cola очень обширный социальный пакет. В него входят и гарантированные финансовые выплаты с системой премирования, и долгосрочные вознаграждения. Включено страхование жизни и страхование от несчастных случаев, медстраховка для сотрудников и членов их семей, служебный автомобиль, фитнес, дотации на питание, участие в спортивных мероприятиях, регулярные занятия, например, йогой или футболом – помещения или поле для сотрудников арендует компания. Есть также медицинские консультации, организованные прямо в офисе компании, и многое другое. К слову, все это распространяется и на представительства компании в России.

32% работников считают лучшей мотивацией соцпакет, а каждый пятый (19%) – подарки работодателя. Данные НАФИ

И это не единственый случай, когда система мотивации и принципы западной корпоративной культуры распространяются на российские филиалы. Таким примером может служить и фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер». Здесь каждый сотрудник получает дополнительные четыре дня к отпуску, есть страховки, ДМС и хороший соцпакет. По умолчанию у всех «полевых» сотрудников – автомобиль.

Также очень много внимания уделяется обучению персонала – в компании проводится масса тестов и проектов, цель которых не только найти лучших, но и отблагодарить их. Так, ежегодно лучшие представители «Гедеон Рихтер» в РФ попадают на прием в штаб-квартиру компании – это, по словам директора российского филиала Аттила Варади, становится и для них, и их коллег дополнительной мотивацией.

Ценные знаки отличия

Еще один яркий пример – международная сеть продуктовых гипермаркетов «Глобус». В России все ее сотрудники получают дополнительную 10‑процентную скидку на все покупки в магазинах сети и частичную компенсацию обеда. Они также имеют возможность посещать обучающие тренинги и развивающие семинары.

При рабочей необходимости компания направляет своих сотрудников на стажировку в другие подразделения сети, в том числе, и зарубежные офисы. К слову, такую стажировку обязательно проходит каждый сотрудник при переходе на новую должность. А в рамках программы адаптации новых сотрудников работник со стажем может развиваться как наставник или внутренний тренер, передавая коллегам свои знания.

Также компания дарит возможность открывать новые горизонты буквально: при открытии очередных гипермаркетов работник любого магазина «Глобус» может перейти в новое подразделение – ему не только окажут поддержку при переезде, но и помогут с арендой жилья.

Периодически в компании проходят профессиональные и корпоративные конкурсы. Например, конкурс «Мастера Глобуса», в ходе которого определяются самые лучшие работники по различным направлениям. Или конкурс корпоративных компетенций «Супергерой Глобуса», в котором сами сотрудники выдвигают своих коллег и голосуют за лучших в номинациях, посвященных корпоративным ценностям.

В целом всему, что касает корпоративной среды и командного духа, здесь уделяют особое внимание. В течение года здесь проходят командообразующие мероприятия, праздники и различные конкурсы. И у каждого сотрудника «Глобуса» есть шанс принять участие в международных спортивных марафонах, проходящих раз в год в Праге и немецком Санкт-Венделе – российское подразделение «Глобус» оплачивает участие 20 сотрудников в каждом из марафонов. Этих счастливчиков определяют, разыграв путевки в лотерее среди всех желающих.

Но главное в «Глобусе» – это создание комфортной среды для каждого. Здесь очень ценят своих сотрудников и поощряют тех, которые работают в компании длительное время. Так, люди, которые проработали в сети 5 и 10 лет, получают денежную премию. Их легко отличить по соотвествующим их стажу серебряным и золотым значкам.

Тренинги и корпоративы

Самые популярные методы неденежной мотивации сотрудников среди российского ритейла – это тренинги (66%). Такие данные получила «Авито Работа», специалисты которой опросили НR-специалистов и руководителей 400 российских компаний, ведущих бизнес в сфере ритейла. На второе место в исследовании вышли корпоративные мероприятия (56%) и подарки для сотрудников (54%). При этом половина компаний практикует корпоративные скидки для персонала, а в 47% фирм до сих пор используют классические «доски почета».

Поделиться