Как бренды за космос воевали

Космос стал ближе, понятнее и добрее. Звездное небо над головой уже не годится для пафосных воззваний, но подходит для простых дружеских историй. От него больше не ждут угрозы, но рассчитывают на помощь.

Помощь, причем на 3D-уровне, которая придет менее чем через полтора десятилетия. Это изменит не только медицину, биотехнологию и рынок продуктов питания, но и всю историю человечества в целом. Обо всем этом говорилось на лекции, организованной компанией «ИНВИТРО» в Музее Космонавтики на ВДНХ.

Деньги из космоса. Космическая эстетика за свою короткую, если вести отсчет от первого полета человека за пределы стратосферы, историю проделала путь от возвышенной романтики до банального превращения в знак качества. Причем, стартовав практически одновременно в двух супердержавах — СССР и США, она и развивалась примерно в одном русле. С той лишь поправкой, что в Советском Союзе ее так и не смогли коммерциализировать.

«А в Штатах деньги на космосе зарабатывали более умело», — Антон Буланов, директор по корпоративным коммуникациям «ИНВИТРО», эксперт Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ в своей части лекции кратко и наглядно рассказал о том, как развивался космический брендинг последние 60 лет.

От часов до носков. Среди знаковых моментов этой истории — «война» часовых брендов за полет на Луну и битва в космосе «Пепси» и «Колы». Из курьезных — доставка на орбиту пиццы и продукции малоизвестного израильского производителя йогуртов. И если начальными этапами стали выпуск игрушек и сигарет, почтовых марок и кинобоевиков, то нынешний момент характеризуется так и не снятым порнороликом в невесомости и едой для астронавтов в «Шереметьево».

Параллельно рынку учились зарабатывать на собственном уже имени крупнейшие космические госкорпорации: в NASA Shop, к примеру, сегодня есть носки и подгузники с логотипом компании. В итоге десакрализация космического пошла всем только на пользу: сегодня последние новости с орбиты можно отслеживать в Фейсбуке, где ежедневно постит снимки космонавт Сергей Рязанский, а проверить свое здоровье на пригодность к экспедиции на Луну — сдав тесты в «ИНВИТРО». К слову, Роскосмос уже открыл набор в отряд космонавтов для полета туда в 2020 году.

Органы с орбиты. Чуть позже, в 2030-м, и здоровье можно будет получать из космоса. Не столь буквально, но в виде отдельных органов для пересадки.

О возможностях биофабрикации или попросту 3D-печати живых тканей и органов рассказал Юсеф Хесуани, управляющий партнер компании 3D Bioprinting Solutions — ее инвестором выступает «ИНВИТРО». Эта лаборатория уже провела ряд успешных экспериментов по выращиванию хрящевых клеток и щитовидной железы мыши. И теперь, воодушевившись опытом коллег из Чикаго, которым удалось «напечатать» клетки яичника, они собираются отправить биопринтер в космос, чтобы в условиях микрогравитации попытаться вырастить полноценные ткани и мини-органы.

На Земле для этого потребуются мощные магниты, которыми ученые пока не располагают. А без них пока успешно печатают лишь на двухмерном, 2D-уровне клетки и ткани: участки кожи, например, нарастить сейчас несложно. И на основе этих технологий уже разрабатывается умная одежда: ткань с «пропечатанными» бактериями, меняющими свою форму и размер в зависимости от температуры и влажности, станет основой будущей спортивной формы.

В дальнейшем специально выращенные органы с патологией или опухолью помогут разобраться в механизме их лечения; на искусственно созданных тканях проще будет изучать воздействие новых лекарств.

Имя для биопринтера. Посильно поучаствовать в этих разработках можно уже сегодня: у биопринтера, который 3D Bioprinting Solutions отправит на орбиту, пока нет названия, поэтому у каждого есть шанс его придумать. Прием заявок на конкурс «Имя, которое услышат звезды» продлен до 31 октября, свое название можно отправить на почту konkurs-name@bioprinting.ru.

Подробные правила размещены на сайтах www.bioprinting.ru и www.invitro.ru Победителей ждут специальные космические призы от организаторов — летающая тарелка и футболки, которые носят космонавты МКС.

Читайте также

Фильтр