Как мозг превращается в сахарного террориста

    «Мой район» публикует основные тезисы лекции биолога Ильи Колмановского, которые он читает детям в лектории «Прямая речь».

    ПОЧЕМУ ХОЧЕТСЯ СЛАДКОГО?

    Предложите ребенку сладости: сперва клубнику, потом зефир, далее клубнику. Или две зефирины, а между ними огурец. И попросите оценить по пятибалльной шкале, насколько сладким кажется лакомство. Зефир и клубника, попробованные в конце, покажутся детям наименее сладкими. «Так мозг реагирует на одинаковые сладости, — поясняет биолог. — Мозг считает, что ему нужно сладкое, иначе он погибнет с голоду.

    ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. Чем слаще различные вкусности, тем больше их хочет мозг. Такая зависимость заложена природой.

    Первую клубнику мозг посчитал чудесной наградой. А вторую уже и не такой сладкой. В чем дело? Сладость клубники перебил более сладкий зефир. Со временем мозг перестанет считать сладким половину зефира, будет рассчитывать на две штучки. Иначе будет недоволен».

    ИЗ-ЗА ЧЕГО МЫ ТОЛСТЕЕМ?

    Животные умирают от голода, это нормально. Иначе мыши за пару лет покрыли бы землю сплошным шевелящимся ковром. Но они умирают с голода. И наши предки так умирали. Они постоянно искали еду — для себя и детей. Случайный переизбыток откладывали про запас, за пояс. Выжили те, кто умел запасать жир. Мы извлекаем из калорий энергию. Она нужна для сердца и мозга. В сладком много калорий. И мозг все время ищет еду, особенно сладкую. Его нормальная реакция на сладкое — ощущение радости, «ура, я не умру с голоду!». Иллюстрирует эту генетическую запасливость племя индейцев тамо. Веками они не жили, а выживали в сложных природных условиях. Сейчас, в век супермаркетов и фастфуда, у этой нации ожирение достигает 86 %. Эти индейцы тратят меньше энергии, чем потребляют. Как, впрочем, и все человечество. Генетически мы пока не перестроились и готовимся к голодомору. В масштабах истории человечества мы живем в изобилии каких-то пять минут по сравнению с тем, сколько до это-го голодали.

    КАК МОЗГ НАС ОБМАНЫВАЕТ

    Далее предложите выбор: стакан газировки или пакетированного сока, пригоршню рафинада, большой пакет яблок. Ребенок выберет газировку. А из горки сахара возьмет несколько кусков. «Вы готовы выпить стакан или даже два газировки, но не съедите столько сахара — вы им будете давиться, — поясняет Илья. — В этих продуктах одинаковое количество сахара.

    УЖЕ НЕ ДЕСЕРТ. Из-за
    того, что мы едим слишком много сладкого, мозг перестал
    считать клубнику и другие ягоды за полноценный десерт.

    Мозг умеет обманывать: он хочет стакан газировки, но не хочет килограмм яблок. Если пить каждый день газировку, то с годами организм привыкнет к определенным дозам. Для счастья мозгу нужно будет все больше сладкого. Это приведет к ожирению».

    СМС С ИНСУЛИНОМ

    Опишите в игровой форме механизм развития диабета второго типа. Займите ребенка чем-нибудь интересным. На лекции доброволец Даня играл в «Майнкрафт». Скажите, что ребенку отводится роль нейрона — клетки головного мозга. И ему надомного еды. Она дает нейрону силы на проведение нервного импульса. И вот в организм поступил сахар. С этими словами Колманов ский легко бросил в спину ребенку кусочек бумажки. Ребенок не заметил — занят делом. Как и мозг. Колмановский пояснил, что клетка, для того чтобы начать потреблять еду, должна открыть определенные «ворота». С этими словами Илья бросил добровольцу за шиворот теннисный мячик — ребенок среагировал. Биолог пояснил, что клетки реагируют на поступление сахара, получая определенные сигналы от поджелудочной железы.

    «Поджелудочная отправляет клетке своеобразную смс: «Открывайся, сахар!». Эта смс движется в крови в виде молекул инсулина. Даня услышал, открыл ворота. Если не услышит, поджелудочная снова отправит. — поясняет Илья. — Но если сахар будет постоянно поступать в организм и бесконечно звать «Даня, Даня…», то клетке, как и Дане, со временем надоест. Сперва я звал Даню шепотом, он отзывался.

    СОВЕТ: Если хочется сладкого — ешьте фрукты. Это тоже лакомство, но не такое вредное, как торт, например.
    Я его сто раз позвал, ему надоело, теперь он откликается лишь на крик. Так и клетки. Чтобы они, когда сахар поступает часто, «откликались», в крови должно быть много инсулина, он должен «кричать». Клетки прекращают реагировать на его сигналы. Организм перестает забирать из крови сахар, в какой-то момент он страшно проголодается. Может наступить кома. Так развивается диабет второго типа. Кровь превращается в сироп, сосуды лопаются. Наступает слепота и гангрена».

    Биолог подводит детей к выводу, что много сахара — это очень плохо. «Я не запрещаю сладкое, сахар нужен организму, — завершает лекцию эксперт, — но надо научиться себя ограничивать».

    Следующая интерактивная лекция для детей и их родителей «Про плохое» пройдет в лектории «Прямая речь» 5 марта, воскресенье в 12:00.

    Поделиться