Как помочь школьнику пережить третью четверть

Третья четверть — забег на марафонскую дистанцию, — считает Елена Добробабенко, семейный психолог. — Уже к середине февраля школьники начинают «скисать», не выдерживая учебных нагрузок, походов в школу темным холодным утром, изнурительных домашних заданий». Особенно это касается учеников младших классов. «Мой район» разбирает, с какими трудностями сталкиваются дети во время третьей четверти и как их преодолеть.
ЭПИДЕМИИ. По статистике Минздрава, пик простудных заболеваний среди школьников приходится на февраль — начало марта. Детский организм уже примерно с ноября начинает бороться с некомфорт­ной погодой, и к февралю его ресурсы на исходе. «Накапливается дефицит витаминов», — объясняет Инна Коломейчук, врач-гигиенист, сотрудник НИИ охраны здоровья детей. По ее словам, в это время года большинству детей необходимо принимать минерально-витаминные комплексы. Но прежде чем бежать в аптеку, посоветуйтесь с участковым педиатром, что больше подойдет вашему ребенку. А в аптеке заодно приобретите чай из шиповника или зверобоя. Также ребенку надо есть больше мяса и рыбы — белки стимулируют работу мозга. А сладкое стоит ограничить — не нагружайте печень и поджелудочную, это снижает и без того ослабленный иммунитет. Стоит регулярно проверять у детей младших классов и артериальное давление. Норма верхнего показателя для младше­классника — 80‑100 миллиметров ртутного столба. При повышенном давлении надо больше гулять — не менее трех часов в день. При пониженном — давать ребенку по утрам несколько капель настойки лимонника, женьшеня или элеутерококка.

В нескольких столичных школах сейчас проходит эксперимент. Здесь нет привычных осенних, зимних и весенних каникул. Дети учатся по системе «5 + 1»: пять недель учебы и неделя отдыха. О его окончательных итогах говорить пока рано, но врачи отмечают, что дети в таких школах гораздо меньше пропускают занятий по болезни. Распространят ли этот опыт на всю Москву, станет ясно не раньше чем через три года.

ТОСКА. Еще один угнетающий фактор — отсутствие солнца. «Если есть возможность, смените цветовую гамму, окружающую ребенка, — объясняет семейный психолог Елена Добробабенко. — В идеале надо исключить коричневые цвета. Пусть в его жизни сейчас будет побольше желтого, оранжевого, зеленого». Специалист поясняет, что речь идет не обязательно о таких глобальных вещах, как смена обоев или штор в детской комнате, а, например, об одежде, обложках книг и тетрадей, посуде. Стоит поменять в квартире все лампочки, поставив более мощные.

УСТАЛОСТЬ. «Если вы видите, что ребенок устал, то самый действенный способ вернуть его в рабочее состояние — не пустить в школу», — советует Добробабенко. Если школьник пропускает только один день, то справки от врача не требуется, достаточно объяснить ситуацию учителю. Также пусть в этот день возьмет отгул  кто‑то из родителей. Постарайтесь побольше погулять вместе на улице.

Как понять, что ребенок устал:
  • по почерку: письмо становится более неаккуратным, каракули в тетрадях и дневнике;
  • по памяти: больше ошибок в диктантах, больше времени требуется на заучивание стихотворений;
  • по характеру: дети становятся агрессивнее, плаксивее.
«Если школьник устал, то его организм может начать противиться походам в школу на подсознательном уровне, — утверждает Добробабенко. — Непроизвольно начинает повышаться температура, заболевает голова, появляется мигрень». Сама Добробабенко утверждает, что, когда ее сын еще учился в младших классах, они договорилась, что у него будет десять дней в году, когда он по собственному желанию может не ходить в школу. «Большинство таких «откосов» он выбирал в третью четверть, но учиться стал намного активнее, домашние задания давались ему проще, — вспоминает Елена. — Договор у нас действовал примерно до седьмого класса, потом у сына уже хватало сил вытянуть всю четверть».

Читайте также

Фильтр