«Избенка» и «ВкусВилл», специалист по качеству молочных продуктов
Елена Краснова
Член Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ
Специалисты, производители и чиновники рассказали, как защитить столицу от некачественного сыра (список гостей редакции см. слева).
Фальсификат — российский
«Мой район»: Сейчас бурно обсуждается вопрос, сколько в стране фальсифицированного сыра. Кто говорит, 80 процентов, кто — 50, кто — четверть. Что же такое этот самый фальсификат, откуда берется? Как защитить Москву от подделок?
Сергей Берека: Мы организовываем пункты пропуска и пункты предварительного уведомления. Товары из стран Таможенного союза — Белоруссии и Казахстана — обязаны пройти их для сверки документов. Сомнительный товар изымается и выясняется, кто и где его произвел. Далее решаем: утилизировать или вернуть. Россельхознадзор проверяет не только сыр. Никто без разрешения завезти продукцию в Россию не может. За 2013 год было 6312 партий — на Москву, Московскую и Тульскую области, в 2014 году, до августа, — 3459. А с момента введения санкций — 225, резкое снижение. Лидеры по поставкам: Сербия (149 партий), Швейцария, Украина, Тунис. Товар качественный. А вот результат проверки российской продукции: из 901 пробы положительных 72. Из них 18 были на фальсификацию растительными жирами.
Россельхознадзор активно мониторит рынок, наши специалисты выезжают в магазины вместе с ОБЭП, прокуратурой.
Не всегда «пальма»
Артем Белов: Заявление о том, что 80 процентов сыров фальсификат, — крайность. Что такое фальсификат? Есть техрегламент. Там указаны молочные продукты, которые делаются из молока, и молокосодержащие продукты, в которых молока 50 процентов и допускаются молочные жиры. Когда мы говорим о фальсификате, речь о том, что товар, который должен продаваться как спред или сырный продукт, к потребителю попадает как сыр или как масло. Фальсификат часто — это некорректная формулировка, недостоверная информация о товаре.
Даниил Каганович: Данные про 80 процентов фальсификата обнародовала коммерческая организация. А исследовать должны Россельхознадзор, Роспотребнадзор, у которых есть лаборатории с проверенным оборудованием и специалисты. А так — непонятно кто и непонятно где что‑то проверил. Вторая проблема — честная информация о продукте. Приходит покупатель на рынок. Видит — творог по 60 рублей за кило. Если спросить, творог это или творожный продукт, продавец-то ответит, но кто же после этого купит? Вот и продают как творог.
Елена Топникова: Часто цель лаборатории — оштрафовать. Недавно смотрела протокол испытания, где пытались обвинить в фальсификате. А все несоответствие — содержание жира или белка в сыре выше на процент. Это незначительные отклонения, погрешность прибора, не фальсификат.
Мы смотрим по другим параметрам. Фальсифицировать по составу продукт непросто. Чтобы добавить «пальму», нужно спецоборудование. В чистом виде ее ввести сложно, это потребитель сразу поймет. Можно и сырный продукт выпускать замечательный — колбасный сыр многие любят.
Главное, не выдавать его за сыр. Выявление фальсификата по технологии — больной вопрос. Есть так называемый арбитражный метод — по стеариновому составу. Это делают пять лабораторий в стране. Другие выявляют подделку упрощенным методом. Хроматограф для анализа стоит от 1 до 5 миллионов рублей. Метод анализа, который мы разработали для сливочного масла, сегодня переложили на всю молочную продукцию. И отклонения, которые могут быть в сыре по стандарту масла, не всегда нужно принимать во внимание. По таким стандартам даже у предприятий, работающих со стопроцентным молоком, выявляют фальсификат. Есть проблема обучения. Ошибки иногда непреднамеренные. Люди делают анализы так, как научил наладчик хроматографа. А тот настроен на масло.
Как выбрать настоящий сыр
Артем Белов: Читайте этикетки. С двух сторон. На первой может быть написано «сливочное». Ассоциативно — это масло. А на обратной стороне — «спред». И смотрите на цену. Что такое 82 процента у масла? Это 22 литра молока. Что такое сыр? 8‑11 литров на килограмм в полутвердых сортах. Молоко первого сорта стоит около 19 рублей. А если говорить о высшем сорте или сыропригодном молоке? Добавьте 20‑30 процентов на переработку, логистику и розничную наценку. И если видите сыр за 250 рублей, какие вопросы это должно вызвать?
Олег Сирота: Должна быть маркировка с указанием наличия растительных жиров. В Германии продают сыры с пальмовым маслом. Они называются аналоговыми и лежат на прилавке отдельно. Немец его не купит, а мигрант купит. Чтобы доставить нормальный продукт потребителю, нужно не убивать маленькие магазины, у них наценка меньше. 35 рублей стоит нужное мне по качеству молоко. На кило сыра требуется 10 литров. Плюс 300 рублей для окупаемости. Вызревание — еще 100 рублей. А если сеть заберет — будет аж полторы тысячи за кило.
Александр Егоров: У нас нет входных бонусов, это влияет на конечную цену. Единственное условие — продукт должен быть качественным. У нас контрактная система — закупаем товар за свой счет и продаем под своей маркой. Договоры на поставку заключают не менеджеры, а технологи-практики. Пока не съездим на предприятие сами, договор не заключим. И о цене. Килограмм полутвердого сыра «Молога» у нас стоит 613 рублей. Остальные сорта имеют схожую цену.
Артем Белов: Сейчас на рынке ниша — и ее должны занять россияне. Но у нас уже десять лет как не растет сырье для этого. В 2006 году произвели 32 миллиона тонн, сейчас — 30 миллионов. А спрос растет. Как увеличить производство качественного сыра без сырья? Да никак. Молочная отрасль — одна из самых низкодоходных в сельском хозяйстве. И в ближайшие год-два будет дефицит сыра.
Михаил Мищенко: Потребитель фальсификата — это HoReCa и дистрибьюция. Они формируют потребность в товаре дешевом и с большим сроком хранения. Многие кофейни закупают творог для сырников по 70 рублей. Что они покупают — творог или творожный продукт? То же и с сыром. Производители жалуются, что торговые сети выставляют жесткие требования по цене — если их не соблюдать, вылетаешь с полок.
Как защитить покупателя
Артем Белов: Штрафы Роспотребнадзора за подделку — 10‑50 тысяч рублей. У ФАСа — от 100 до 500 тысяч. Зная обороты фальсификата — это незначительные суммы. Начинать надо с кратного увеличения штрафов, чтобы сделать обман невыгодным.
Елена Топникова: Повышать грамотность потребителя — рассказывать про сорта сыра, его виды. У каждого сыра есть свои свойства, но об этом мало кто знает.
Елена Краснова: Выход в добровольной сертификации сыра в системах, сертифицирующих только натуральные молочные продукты. Добросовестный производитель укажет полный состав, поставит маркировку добровольной сертификации, что, конечно же, повысит доверие потребителя.
Олег Сирота: Не губить малый бизнес. Нам проще и выгоднее продавать через мелкие магазины, где минимальная наценка.
Полную Стенограмму круглого стола читайте по адресу msk.mr7.ru/syr
Портрет мошенника
Михаил Мищенко: Я нарисую портрет фальсификатчика. На профессиональной конференции встретил. Стоит человек — холеный, с часами «как положено». Честно говорит: «Всю HoReCa (сектор гостеприимства, отели, кафе, рестораны — прим. ред.) заваливаю моцареллой — по 100 рублей за кг, у меня несколько заводов — в Москве и соседних областях». Спрос есть, человек процветает. Зашел к нему на сайт — сомнительный, сделан «на коленке». Условно скажем, это ИП «Огурцов» — и только телефон. И на сторублевую моцареллу — ажиотажный спрос от местечковых кафе. Введем сейчас обязательную маркировку сырных продуктов — пострадают добросовестные предприниматели, продукт, где честно будет написано, что это не сыр, не будут покупать. А «Огурцов» как поставлял, так и будет поставлять моцареллу на пиццу. И массовый потребитель как потреблял фальсификат, так и будет. Потому что молока в области мало — производство растет на 2 процента, а рост сыра на 34 процента. Откуда берется этот сыр? Перераспределение продуктов? Ничего подобного!
Редакция газеты «Мой район» благодарит Гильдию издателей периодической печати за помощь в проведении круглого стола «Как защитить столицу от фальсификатов сыра»