Как выбрать сыр без «пальмы»

Участники круглого стола:
 

Как выбрать сыр без «пальмы»  фото

Сергей Берека, 
Управление Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям
 

Как выбрать сыр без «пальмы»  фото

Михаил Мищенко
главный редактор портала «Dairynews.ru»
 

Как выбрать сыр без «пальмы»  фото

Артем Белов
Национальный союз производителей молока, исполнительный директор
 

Как выбрать сыр без «пальмы»  фото

Даниил Каганович
Фермерский кооператив LavkaLavka, главный санитарный врач
 

Как выбрать сыр без «пальмы»  фото

Елена Топникова
Всероссийский научно-исследовательский институт маслоделия и сыроделия, заместитель директора по научной работе
 

Как выбрать сыр без «пальмы»  фото

Олег Сирота
Истринская сыроварня «Русский пармезан», основатель, владелец
 

Как выбрать сыр без «пальмы»  фото

Александр Егоров
«Избенка» и «ВкусВилл», специалист по качеству молочных продуктов
 

Как выбрать сыр без «пальмы»  фото

Елена Краснова
Член Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ
 

Специалисты, производители и чиновники рассказали, как защитить столицу от некачественного сыра (список гостей редакции см. слева).

 

Фальсификат — российский

«Мой район»: Сейчас бурно обсуждается вопрос, сколько в стране фальсифицированного сыра. Кто говорит, 80 процентов, кто — 50, кто — четверть. Что же такое этот самый фальсификат, откуда берется? Как защитить Москву от подделок? 
 
Сергей Берека: Мы организовываем пункты пропуска и пункты предварительного уведомления. Товары из стран Таможенного союза — Белоруссии и Казахстана — обязаны пройти их для сверки документов. Сомнительный товар изымается и выясняется, кто и где его произвел. Далее решаем: утилизировать или вернуть. Россельхознадзор проверяет не только сыр. Никто без разрешения завезти продукцию в Россию не может. За 2013 год было 6312 партий — на Москву, Московскую и Тульскую области, в 2014 году, до августа, — 3459. А с момента введения санкций — 225, резкое снижение. Лидеры по поставкам: Сербия (149 партий), Швейцария, Украина, Тунис. Товар качественный. А вот результат проверки российской продукции: из 901 пробы положительных 72. Из них 18 были на фальсификацию растительными жирами.
 
Россельхознадзор активно мониторит рынок, наши специалисты выезжают в магазины вместе с ОБЭП, прокуратурой.
 

Не всегда «пальма»

Артем Белов: Заявление о том, что 80 процентов сыров фальсификат, — крайность. Что такое фальсификат? Есть техрегламент. Там указаны молочные продукты, которые делаются из молока, и молокосодержащие продукты, в которых молока 50 процентов и допускаются молочные жиры. Когда мы говорим о фальсификате, речь о том, что товар, который должен продаваться как спред или сырный продукт, к потребителю попадает как сыр или как масло. Фальсификат часто — это некорректная формулировка, недостоверная информация о товаре.
 
Даниил Каганович: Данные про 80 процентов фальсификата обнародовала коммерческая организация. А исследовать должны Россельхознадзор, Роспотребнадзор, у которых есть лаборатории с проверенным оборудованием и специалисты. А так — непонятно кто и непонятно где что‑то проверил. Вторая проблема — честная информация о продукте. Приходит покупатель на рынок. Видит — творог по 60 рублей за кило. Если спросить, творог это или творожный продукт, продавец-то ответит, но кто же после этого купит? Вот и продают как творог.
 
Елена Топникова: Часто цель лаборатории — оштрафовать. Недавно смотрела протокол испытания, где пытались обвинить в фальсификате. А все несоответствие — содержание жира или белка в сыре выше на процент. Это незначительные отклонения, погрешность прибора, не фальсификат.
 
Мы смотрим по другим параметрам. Фальсифицировать по составу продукт непросто. Чтобы добавить «пальму», нужно спецоборудование. В чистом виде ее ввести сложно, это потребитель сразу поймет. Можно и сырный продукт выпускать замечательный — колбасный сыр многие любят.
 
Главное, не выдавать его за сыр. Выявление фальсификата по технологии — больной вопрос. Есть так называемый арбитражный метод — по стеариновому составу. Это делают пять лабораторий в стране. Другие выявляют подделку упрощенным методом. Хроматограф для анализа стоит от 1 до 5 миллионов рублей. Метод анализа, который мы разработали для сливочного масла, сегодня переложили на всю молочную продукцию. И отклонения, которые могут быть в сыре по стандарту масла, не всегда нужно принимать во внимание. По таким стандартам даже у предприятий, работающих со стопроцентным молоком, выявляют фальсификат. Есть проблема обучения. Ошибки иногда непреднамеренные. Люди делают анализы так, как научил наладчик хроматографа. А тот настроен на масло.
 

Как выбрать настоящий сыр

Артем Белов: Читайте этикетки. С двух сторон. На первой может быть написано «сливочное». Ассоциативно — это масло. А на обратной стороне — «спред». И смотрите на цену. Что такое 82 процента у масла? Это 22 литра молока. Что такое сыр? 8‑11 литров на килограмм в полутвердых сортах. Молоко первого сорта стоит около 19 рублей. А если говорить о высшем сорте или сыропригодном молоке? Добавьте 20‑30 процентов на переработку, логистику и розничную наценку. И если видите сыр за 250 рублей, какие вопросы это должно вызвать? 
 
Олег Сирота: Должна быть маркировка с указанием наличия растительных жиров. В Германии продают сыры с пальмовым маслом. Они называются аналоговыми и лежат на прилавке отдельно. Немец его не купит, а мигрант купит. Чтобы доставить нормальный продукт потребителю, нужно не убивать маленькие магазины, у них наценка меньше. 35 рублей стоит нужное мне по качеству молоко. На кило сыра требуется 10 литров. Плюс 300 рублей для окупаемости. Вызревание — еще 100 рублей. А если сеть заберет — будет аж полторы тысячи за кило. 
 
Александр Егоров: У нас нет входных бонусов, это влияет на конечную цену. Единственное условие — продукт должен быть качественным. У нас контрактная система — закупаем товар за свой счет и продаем под своей маркой. Договоры на поставку заключают не менеджеры, а технологи-практики. Пока не съездим на предприятие сами, договор не заключим. И о цене. Килограмм полутвердого сыра «Молога» у нас стоит 613 рублей. Остальные сорта имеют схожую цену.
 
Артем Белов: Сейчас на рынке ниша — и ее должны занять россияне. Но у нас уже десять лет как не растет сырье для этого. В 2006 году произвели 32 миллиона тонн, сейчас — 30 миллионов. А спрос растет. Как увеличить производство качественного сыра без сырья? Да никак. Молочная отрасль — одна из самых низкодоходных в сельском хозяйстве. И в ближайшие год-два будет дефицит сыра.
 
Михаил Мищенко: Потребитель фальсификата — это HoReCa и дистрибьюция. Они формируют потребность в товаре дешевом и с большим сроком хранения. Многие кофейни закупают творог для сырников по 70 рублей. Что они покупают — творог или творожный продукт? То же и с сыром. Производители жалуются, что торговые сети выставляют жесткие требования по цене — если их не соблюдать, вылетаешь с полок.
 

Как защитить покупателя

Артем Белов: Штрафы Роспотребнадзора за подделку — 10‑50 тысяч рублей. У ФАСа — от 100 до 500 тысяч. Зная обороты фальсификата — это незначительные суммы. Начинать надо с кратного увеличения штрафов, чтобы сделать обман невыгодным.
 
Елена Топникова: Повышать грамотность потребителя — рассказывать про сорта сыра, его виды. У каждого сыра есть свои свойства, но об этом мало кто знает.
 
Елена Краснова: Выход в добровольной сертификации сыра в системах, сертифицирующих только натуральные молочные продукты. Добросовест­ный производитель укажет полный состав, поставит маркировку добровольной сертификации, что, конечно же, повысит доверие потребителя.
 
Олег Сирота: Не губить малый бизнес. Нам проще и выгоднее продавать через мелкие магазины, где минимальная наценка.
 
Полную Стенограмму круглого стола читайте по адресу msk.mr7.ru/syr
 

Портрет мошенника

Михаил Мищенко: Я нарисую портрет фальсификатчика. На профессиональной конференции встретил. Стоит человек — холеный, с часами «как положено». Честно говорит: «Всю HoReCa (сектор гостеприимства, отели, кафе, рестораны — прим. ред.) заваливаю моцареллой — по 100 рублей за кг, у меня несколько заводов — в Москве и соседних областях». Спрос есть, человек процветает. Зашел к нему на сайт — сомнительный, сделан «на коленке». Условно скажем, это ИП «Огурцов» — и только телефон. И на сторублевую моцареллу — ажиотажный спрос от местечковых кафе. Введем сейчас обязательную маркировку сырных продуктов — пострадают добросовестные предприниматели, продукт, где честно будет написано, что это не сыр, не будут покупать. А «Огурцов» как поставлял, так и будет поставлять моцареллу на пиццу. И массовый потребитель как потреблял фальсификат, так и будет. Потому что молока в области мало — производство растет на 2 процента, а рост сыра на 34 процента. Откуда берется этот сыр? Перераспределение продуктов? Ничего подобного!
 
Редакция газеты «Мой район» благодарит Гильдию издателей периодической печати за помощь в проведении круглого стола «Как защитить столицу от фальсификатов сыра»

 

#

Читайте также

Фильтр