Карамель «Ильич» и Мишка-долгожитель

    Фото: Алексей Антонов

    Москвич Игорь Смиренный собрал уникальную коллекцию фантиков

    – Изначально я коллекционировал бумажные деньги. Наша страна, наряду с Польшей, является лидером по перевыпуску купюр, – рассказывает Игорь Смиренный. – Однажды мне попался фантик, на котором от руки было написано «3 рубля», роспись и дата. Оказалось, что где‑то в Карелии на селе был дефицит наличности. И местный купец ввел свой аналог валюты, писал на фантиках номинал, ставил роспись. И эти «деньги» были в ходу в мас­штабах села – ими рассчитывались за работу, их же принимали в лавках купца. Может быть, оттуда и пошло слово «фантики» применительно к деньгам.

    Золотой век упаковки

    Коллекционировать фантики и другие этикетки Игорь Николаевич начал после того, как на старте девяностых стал издателем, приступив к выпуску специализированного журнала «Тара и упаковка».

    Более 3 000 фантиков есть в коллекции Игоря Смиренного

    – На одной из нумизматических встреч ко мне подошел человек и протянул коробочку, в которой лежали пробные оттиски образцов упаковок и этикеток – с цветоделением, карандашными пометками художников. Дореволюционные! С этого и началась коллекция, – рассказывает Смиренный.

    В СССР из‑за отсутствия конкуренции к упаковке долго относились как к ненужному мусору. У упаковки было утилитарное предназначение – транспортировка. Масло привозили огромными брикетами, на куски резали уже в магазине – проволокой, привязанной к деревянным палочкам. За растительным маслом ходили со своими бутылками, за сметаной – с банками, за молоком – с бидонами. И даже упаковочный пергамент для масла и маргарина – и тот не всегда был в магазине, вполне нормальным был вопрос «а бумажка у вас есть?».

    Основную упаковку для транспортировки – деревянные ящики – у нас производили вообще в колониях, заключенные. Коробочки собирали в филиалах Всесоюзного общества слепых.

    Золотым веком российской упаковки, в частности кондитерской, эксперт считает период конца XIX – начала ХХ века.

    – До революции фантики заменяли многим газеты, радио и даже компьютер – на них печатали важную просветительскую и рекламную информацию, – отмечает коллекционер. – Конфеты выпускались целыми сериями: «охота», «животные», «типы народностей», «рода войск», «мундиры», «к 300‑летию дома Романовых», «к 100‑летию войны 1812 года». Были фантики с загадками, фантики, которые предполагалось разрезать на кусочки и потом собирать, как пазл, фантики-азбука с буквами, гадательный шоколад с предсказаниями – все это есть в нашей коллекции.

    Предприниматели были сообразительными: в кондитерских лавках постоянным покупателям дарили альбомы с окошками для фантиков. Как для марок. И там были уже подписанные кармашки под разные сорта конфет. Как бы сейчас сказали: «Собери всю коллекцию». Тогда не было полимерных материалов, и конфеты часто покупали в жестяных банках, в которых потом дома их хранили. Дизайн этих банок – отдельная история.

    Пропаганда нового строя

    После революции на фантиках стали появляться… руководители новой страны. Конфеты превратились в элементы пропаганды. Например, была карамель «Ильич» – с портретом вождя. Такой фантик тоже есть в коллекции нашего героя.

    – После революции большевики забрали большинство клише известных российских кондитеров (назвав их буржуями и кровососами), у популярных сортов оставили прежние картинки, заменив тексты на советские, «революционные».

    Вне зависимости от достатка пусть горсточку, пусть на праздник, но конфеты покупали. «Красные» директора, пришедшие управлять фабриками и заводами сразу после революции, сталкивались с другой проблемой: у рачительного хозяина на складе всегда был запас упаковок и этикеток. Ведь банки, коробки, этикетки предприниматели закупали в больших количествах. И считали хорошим тоном ставить на всех упаковках имя производителя или продавца. А после революции, когда все предприятия были национализированы и рекламе российских производителей места на упаковке не оказалось, это сочли пропагандой «частной собственности».

    На предприятиях проводились обыски, и если чекисты находили запасы такой упаковки, то могли учинить расправу и над «красным» директором. Известны случаи, когда их репрессировали. Новые руководители стояли на распутье – как упаковывать продукцию?

    Косолапый и на севере

    Очень популярный герой на фантиках – Мишка. И косолапый, и тот, что на севере. Косолапый появился на фантиках еще до революции. Шишкинский сюжет, обрамив его в желто-голубую клетку, перенес на фантик выпускник Строгановской академии, призер Левитановской стипендии Мануил Андреев. В коллекции Музея упаковки есть фантики с дореволюционным мишкой, мишкой эпох НЭПа и «Моссельпрома» (20–30‑х годов ХХ века) и более современным – послевоенным. В эпоху оттепели «Мишку косолапого» выпускали почти на всех кондитерских фабриках на территории СССР. Самый большой по размеру фантик с изображением косолапого был на минском комбинате.

    Подработка для художников

    Некоторые фантики рисовали знаменитые художники: Билибин, Васнецов, Малевич, Врубель – в коллекции Музея упаковки такие есть, – отмечает Смиренный. – И только эрудированные искусствоведы (один из них – покойный Борис Рахманинов из Строгановки) могли по почерку определить авторство упаковки, этикетки или фантика. В Строгановке была единственная в стране кафедра, занимающаяся дизайном упаковки. Борис Николаевич работал там до преклонных лет. Мы дружили. Когда Строгановка переезжала в новое здание, он сильно болел. А в старом корпусе у него была своя каморка, где хранилось много упаковок и этикеток разных времен. Грузчики сочли это мусором и выкинули. Как он горевал! Часть оставшейся коллекции Борис Николаевич завещал мне.

    КОЛЛЕКЦИЯ

    Коллекция, созданная журналом «Тара и упаковка», выставлялась в Политехническом музее – там у «Музея упаковки» с 1999 и до конца 2010 года было свое помещение. Но после закрытия политеха на ремонт экспозицию вывезли, и в законсервированном виде она сейчас находится в редакции журнала «Тара и упаковка». Часть коллекции выставлена в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей, расположенном по адресу: Донская, дом 9. Ведутся переговоры о возможности объединения двух музеев.

    Маяковский и карамель

    В начале двадцатых годов прошлого века Маяковский, работая в тресте «Моссельпром», писал рекламные тексты для упаковок, этикеток, фантиков и торговой рекламы. Кроме рекламных четверостиший, он еще и рисовал фантики. Часть такой упаковки была создана в соавторстве с художником и фотографом Александром Родченко. Были выпущены серии «Красноармейская звезда», «Вожди революции», «Индустрия», «Красная Москва». В 1918 году «Красный октябрь» выпустил серию карамели «Новый вес» и «Новые меры». За эту серию Родченко и Маяковский получили серебряные медали на Международной художественно-промышленной выставке в Париже.

    Поделиться