Карелия. Рускеала и Сортавала

    Если стартовать из Москвы, то можно спокойно планировать поездку на выходные: транспортная логистика региона устроена очень удачно, и при желании можно подарить себе короткие каникулы, не беря отгулов и отпуск­ных. Впрочем, если решите задержаться еще на несколько дней, то тоже найдете, чем заняться.

    В мраморный каньон!

    Задача номер один: подобрать такой поезд из Москвы, чтобы к шести утра субботы гарантированно быть на Ладожском вокзале. Оттуда в 6:15 стартует «Ласточка» до Сортавалы. В 10:20 вы будете на перроне города, который четыре века, как дети игрушку в песочнице, не могли поделить три государства: над Сортавалой взмывались то шведский, то российский или советский, то финский флаги. В первый раз, когда город вошел в состав Российской империи, он был переименован в Сердоболь. Сейчас кафе с таким названием встречает тех, кто приезжает в город по воде.

    Гроты. В парке «Рускеала» можно взять в аренду лодку и посмотреть на эти удивительные гроты изнутри. Фото: Алексей Антонов

    И вот с этого перрона, по большому счету, и начнется ваше путешествие. «Ласточку» встречает удар вокзального колокола и паровозный гудок. Пара минут, и перрон окажется в клубах белого пара и запахнет чем‑то с детства знакомым – характерной смесью креозота и угля. Те пассажиры, кто в курсе, из‑за чего весь этот переполох, сразу же бегут к головной части состава: посмотреть на настоящий ретропаровоз. Дело в том, что дальше пассажиров везет состав на паровой тяге. Самых любопытных детей могут до отправления запустить внутрь и показать, как «дышат» в топке паровоза раскаленные угли.

    Через 20 минут после прибытия питерской «Ласточки» поезд «Рускеальский экспресс» отправляется в горный парк «Рускеала». В пути – ровно час. Этот необычный марш­рут – редкий результат, как сейчас принято говорить, коллаборации частного бизнеса и монополиста-перевозчика.

    К середине 90-х карьер представлял из себя техногенную свалку. В советские годы здесь стояла военная часть. С распадом СССР ее расформировали, и несколько лет карьер привлекал лишь скалолазов-дикарей. Но сотрудник краеведческого музея Андрей Грибушин смог убедить местного предпринимателя Александра Артемь­ева, что при должной огранке бывшие каменоломни можно превратить в туристический бриллиант.

    Артемьев сперва сомневался, но потом, по его же признанию, его «понесло» – в первые сезоны из карьера в день вывозили от трех до семи камазов промышленного мусора.

    – У нас есть фотографии, где елки прорастали сквозь шины от «белазов» или остовы бочек, – вспоминает предприниматель.

    Сейчас от того варварства не осталось и следа. Парк состоит из трех озер насыщенного изумрудного цвета, горных мраморных каскадов, пятнадцатикилометровой паутины пешеходных дорожек и галереи подземных тоннелей, залитых водой. В подземной части проложены тропинки из понтонов, оборудована цветовая подсветка, проведена акустическая система. В парке можно взять в аренду лодку и посмотреть на удивительные гроты изнутри. А можно просвистеть над каньоном на троллее, длина которого больше 400 метров.

    Ретропаровоз. Везет пассажиров степенно, с уважением, попыхивая на ходу.
    Фото: Алексей Антонов

    Первых посетителей после реконструкции парк принял в 2005 году. Планов и амбиций у предпринимателя Артемьева, как он говорит, «на десяток вагонеток». А упорства еще больше. К харизматичному «хозяину мраморной горы» в итоге прислушались и в Москве. Бизнесмен смог донести до железнодорожников потенциал своего проекта, убедил, что это туристический драйвер региона.

    В итоге с нового года из Санкт-Петербурга в Сортавалу запустили ежедневную «Ласточку», а летом появился и «Рускеальский экспресс». Последний заслуженно приводит туристов в неописуемый восторг. Он стилизован под «Николаевский экспресс»: купейные вагоны с диванчиками изумрудного цвета. В тон обивке – портьеры с кисточками. На столиках в купе скатерть в виде карты Карелии – с указанием досто­примечательностей региона. Необычны и проводники: в белых перчатках, черных шляпках-котелках, черных приталенных жакетах, в юбках «в пол». Состав отправляется только после того, как колоритный, в костюме с золотыми пуговицами начальник поезда символично трижды ударит в колокол на перроне.

    В ресторане – лампы с зелеными абажурами, чай в непременных подстаканниках и карельские калитки с брусникой. После короткого путешествия гостей уже в Рускеале встречает дружелюбный гномик с фонарем – символ горного парка.

    Начинали железнодорожники с двух вагонов, но буквально через неделю пассажиры, пытавшиеся купить билеты, натыкались на надпись «мест нет». И поезд стал прирастать дополнительными вагонами. В августе на музыкальный фестиваль Ruskeala Symphony пассажиров вез состав из пяти вагонов. И даже их не хватило. Например, глава Карелии Артур Парфенчиков, решивший в тот день добраться до парка на ретропоезде, лично убедился, что мест в поезде действительно не было. Даже одного. Даже для него. Но чиновник быстро сориентировался и попросился в кабину машиниста «покидать уголек».

    Всего за первые два месяца ретропоезд привез в мраморный каньон 15 тысяч туристов.

    – В первые годы работы у нас за год проходило всего четыре тысячи человек, а сейчас только за два месяца поезд перевез 15 тысяч, – отмечает Александр Артемьев.

    По шхерам: рыбу ловить, чертей искать

    Сортавала. Центр этого небольшого городка можно обойти за час неспешным шагом
    Фото: wikipedia.org

    У самого названия Сортавала есть несколько значений. Одна гипотеза связывает происхождение названия города с… чертями. Дело в том, что Сортавала – ближайшая точка к острову Валаам. Учитывая такую близость Валаама, некоторые лингвисты считают, что «сортавала» переводится с финского как «власть черта». Это составное от sorta («черт») и valta («власть»). И что сюда в свое время причалила изгнанная при освящении Валаама всякая нечисть.

    Обход городка лучше начать с монастырского причала. Вдоль набережной размещены информационные щиты с фотоподборкой из жизни старого города. Эта летопись наглядно рассказывает о финском, довоенном периоде в развитии города – большинство окон первых этажей декорированы стильными «шторами-маркизами». Советский этап развития больше индустриальный – есть серия фото с конвейера, где выпускали легендарные для советского человека лыжи с надписью karjala или sortavala. А еще сортавальцы считают свой город «макаронной столицей» времен СССР. О том, как здесь выпускали «совет­скую пасту» и делали это отчасти вручную, тоже можно посмотреть в фотоподборке.

    Променад. Набережная оформлена карельскими валунами.

    Здесь же, на берегу, сосредоточены и лавочки с кулинарными специалитетами. Это, в первую очередь, открытые пирожки из ржаной муки «калитки», ладожская рыба всех видов и ягоды. Самыми деликатесными считаются княженика и морошка. Обязательно попробуйте домашнее мороженое из диких ягод и не пройдите мимо растяжек «уха по‑фински».

    Если позволяет время и погода, закажите экскурсию по шхерам – так называются архипелаги из мраморных островов. А если увлекаетесь рыбалкой, то включите в свой план на следующее лето фестиваль «Ладожские шхеры». Это международный рыболовный фестиваль. В этом году среди призов за рекордный улов были автомобиль «Нива» в камуфляжной расцветке и лодка «Беркут M-Jacket». А ведет фестиваль актер Виктор Бычков – тот самый Кузьмич из «Особенностей национальной охоты». Он же водит экскурсии по окрестностям.

    Обязательно постарайтесь попасть в музей Воинской славы в «Сортавальском колледже». Он был организован силами военных пенсионеров города. Большинство экспонатов этого музея собиралось по домам ветеранов, которые участвовали не только в Великой Отечественной войне, но и в предшествовавшей ей Зимней войне между СССР и Финляндией.

    Отдельная экспозиция посвящена искалеченным ветеранам, доживавшим свой век в Доме инвалидов на Валааме. Сортавала был перевалочным пунктом для этих несчастных людей по пути к месту их пожизненной ссылки. В городе еще живы очевидцы той чудовищной операции, они и поделились с музейными работниками своими воспоминаниями, эмоциями, стихами.

    Бюджет поездки:

    300–600 рублей * билет на «ласточку» от Петербурга до Сортавалы
    400–550 рублей билет на ретро-поезд «Сортавала-Рускеала»
    1200 рублей билет на «метеор» Сортавала-Валаам (в одну сторону)
    300 рублей вход в парк «Рускеала»
    1200 рублей экскурсия по подземной части парка «Рускеала», включая водную прогулку по каньону на специальной платформе (студенты 750 рублей, школьники 550)

    *Цены на железнодорожные билеты попадают под «динамическое ценообразование»

    Полезные сайты:

    ruskeala.ru  сайт горного парка «Рускеала»
    valaam.ru официальный сайт Валаамского монастыря
    sk-karelia.ru сайт «Сортавальского колледжа», на базе которого открыт музей Воинской славы
    fishfestival.ru  сайт рыболовного фестиваля «Ладожские шхеры».
    vk.com / tyri_v_kareliu страница, где можно найти анонсы экскурсий «с Кузьмичом».
    vk.com /club53651948 страница, где можно забронировать билеты на «метеор» до Валаама, в свободной продаже их почти не бывает.

    Поделиться