Карен Шахназаров: Нам нужны фильмы не про инопланетян, а про обычных людей

    На прошлой неделе генеральный директор концерна «Мосфильм» Карен Шахназаров встретился с будущими режиссерами и актерами, которые учатся в киноакадемии Никиты Михалкова. Режиссер и сценарист ответил на вопросы студентов и рассказал, в чем, на его взгляд, заключаются основные проблемы современного кинематографа:

    — Сейчас начинающие режиссеры зачастую снимают кино фестивальное. Я не говорю, что фестивали – это плохо, вовсе нет. Они дают возможность заявить о себе, пробиться. Но фестивальное кино диктует определенные условия. Я считаю, что надо ориентироваться в первую очередь не на жюри, а на людей, которые будут смотреть фильм. И если режиссер точно знает, про что он снимает, такое кино обязательно найдет своего зрителя.

    При этом надо понимать, что фильм, в который режиссер вкладывает всю душу, может быть не принят критиками, говорит студентам Шахназаров. В этом особенность профессии, и к этому надо быть готовым. Так случилось в свое время, например, с фильмом «Курьер», который режиссер снял в 1986 году. Сейчас сложно поверить, что высокая комиссия из госкино раскритиковала фильм, разнесла в пух и прах. А вот зрители приняли его на ура. Он стал одним из лидеров проката по итогам 1987 года, в этом же году был назван лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран».

    — Думаю, это случилось потому, что я точно знал, о чем снимаю кино, — говорит режиссер.- Его герои мне были близки и понятны. Так что кино надо делать в первую очередь для себя, быть искренним с самим собой. Тогда оно найдет отклик в душах зрителей. Я делал кино про жизнь, а люди всегда чувствуют правду.

    — Как вы подбираете актеров для своих фильмов?

    — Конечно, правильно подобрать актеров – очень важно, причем это вовсе не обязательно должны быть звезды. Федор Дунаевский, сыгравший главного героя в фильме, стал для нас настоящей находкой. Это было точное попадание, и он блестяще справился с поставленной задачей. А когда я только собирался снимать «Зимний вечер в Гаграх», Евгений Евстигнеев буквально преследовал меня, убеждая отдать роль именно ему. Звонил, заходил. Он боролся за роль, чем раздражал меня, но и вызывал уважение. Это важно для актера. Актерская профессия очень зависимая. Многое решает простое везение. Но и самим важно что-то предпринимать, постоянно находиться в поиске. Помню, как Лиза Боярская, когда была еще начинающей актрисой, ходила по коридорам «Мосфильма» со своими фотографиями в руках и стучалась во все двери. Я тогда еще понял, что она упорная и настойчивая, а это очень важно для актрисы.

    К слову, Елизавета Боярская сыграла заглавную роль в новом фильме Карена Шахназарова «Анна Каренина» по роману Толстого. Фильм должен выйти на экраны в этом году.

    По словам Шахназарова, сейчас уровень образования абитуриентов, поступающих на режиссерские факультеты, не очень высокий. И чтобы поднять его, будущим режиссерам нужно больше читать, в первую очередь читать хорошую литературу: Шукшина, Розова, Володина и других авторов.

    — Когда мы поступали во ВГИК, обязательно писали сочинение на тему «Зачем я пришел в кино». И многие писали о том, что хотели бы сделать мир лучше. Да, это звучит пафосно, но во многом так оно и было. Конечно, сейчас другое время…

    — Карен Георгиевич, каких фильмов не хватает сегодня?

    — На мой взгляд, фильмы, которые снимаются сейчас, слишком оторваны от реальной жизни. Из них совершенно невозможно понять, чем живет страна. Есть картины об инопланетянах и фантастических супергероях. А нам нужны истории о простых людях, об их судьбах. Я считаю, такое кино будет востребовано.

    Поделиться