Кнут без пряника

За две недели нового года количество ДТП по всей стране снизилось на 44 процента, а уровень смертности на дорогах по сравнению с показателями прошлого года — на 70 процентов, сообщает ГИБДД России.

Таково благотворное действие новых штрафов за нарушение ПДД, полагают милиционеры.

Новые правила начали действовать с 1 января. О реальных результатах в Москве можно будет говорить только по истечении месяца, а то и позже, считает Игорь Колосков из отдела пропаганды ГИБДД Москвы. Первые две недели января — не показатель, потому что большинство водителей находятся за городом, но, как говорят инспекторы, работающие на дорогах, под угрозой более жестких санкций и водители стали дисциплинированнее.

Ремень. С Нового года штраф за непристегнутый ремень безопасности как у водителя, так и у пассажиров — 500 рублей. Почти все водители стали пристегиваться, говорит Владимир Казин, инспектор ГИБДД. Даже «ГАЗелисты» и водители «КамАЗов».

Александр Павловичев, водитель с 30-летним стажем, пристегиваться начал только в первых числах января этого года, после того как его оштрафовали. «Пятьсот рублей все-таки немаленькая сумма. А если будут штрафовать несколько раз в месяц, так никакой зарплаты и не хватит», — говорит он.

Александр признался, что до Нового года вообще не пристегивался: «Жутко неудобно, я товар развожу, так мне надо постоянно то пристегиваться, то отстегиваться, а на «ГАЗели» очень неудобный замок. Все время заедает». Он признает, что стал внимательнее и старается вообще не нарушать: «Штрафы все-таки очень большие».

Такси. Пристегиваться стали и таксисты. «За первую же неделю нового года у нас оштрафовали несколько десятков человек, так теперь все ездят пристегнутые», — говорит Татьяна Щелкушкина из «Такси-Престиж».

Некоторые пассажиры пристегиваться отказываются, хотя штраф, если что, оплачивать будут сами. «Правда, пока я не слышала, чтобы пассажиров штрафовали», — говорит Щелкушкина. По ее словам, таксистам не очень нравится, что надо ездить пристегнутыми.

Скорость. «С Нового года по городу скорость больше 100 километров в час не развиваю», — говорит автолюбитель Александр Козлов. Но все же в среду он заплатил штраф за превышение скорости. Его остановили на Нагатинской набережной утром: он торопился на работу и ехал со скоростью 94 километра в час, когда разрешено только 60. Ему выписали штраф на 300 рублей.

«Что приятно — никто из служителей закона не стал делать ни намека на «решение вопроса на месте». Но все-таки, говорит он, будет и дальше превышать скорость. «Но не больше чем на 40, потому что штраф 1500 рублей — это все же не 300–500».

Телефон. Начали сотрудники ГИБДД штрафовать и за разговоры по мобильному за рулем. За то, что Александр Пацкевич не использовал устройство «хэндс-фри», он заплатит 300 рублей.

Когда он стоял на светофоре, у него зазвонил мобильник. «Я, конечно же, ответил. Потом тронулся, разговаривая, и наткнулся на гаишников, которые меня остановили. Спокойно договорил по телефону и заполнил протокол», — рассказал Пацкевич. Вообще, он говорит, что относится к штрафам положительно: «Все-таки двигаемся в сторону цивилизованности».

Арест. Кроме штрафов, у ГАИ появилась еще одна мера административного воздействия — арест: за 11 дней в Юго-западном округе были арестованы пять водителей.

9 января в Ясенево был задержан водитель 1985 года рождения. У него уже дважды отбирали права: сперва за выезд на встречную полосу, а потом, когда он получил их снова, — за отказ «дыхнуть в трубочку». В январе он сел за руль, не имея прав. Мировой судья отправил его на десять суток в центр временного содержания для административно арестованных на Гиляровского.

«Раньше что мы могли сделать с человеком, который постоянно нарушает ПДД, ездит без прав, да еще и пьяный? Просто увеличь срок лишения прав, — говорит Артем Истратов из отдела пропаганды ГИБДД ЮЗАО. — Если раньше человек как ездил без прав, так и ездил, то теперь, после ареста, вряд ли он будет продолжать нарушать ПДД».

Спор. В ГАИ надеются, что изменения наведут порядок на дорогах. «После того как всех детей обязали ездить в кресле, детский травматизм при ДТП сократился», — отме
чает Альфия Баширова из отдела пропаганды ГИБДД ЮЗАО.

Кардинально на дорогах ничего не изменится, считает Николай Казанцев из Комитета по защите прав автомобилистов. То, что увеличили штрафы — правильно, хотя административный арест — это чересчур жестоко.

«Дело не в суровости наказания, а в его неотвратимости. Реально водители начнут лучше и аккуратнее ездить с лета этого года, когда заработает система видеоконтроля за нарушителями, а квитанции за нарушение ПДД будут присылать по почте», — надеется Казанцев.

Сначала надо воспитать сотрудников ГАИ, полагает Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. Надо менять сам принцип воздействия на водителей. У нас сейчас используют метод кнута, но нужен и пряник: «Ели бы водителю за год безаварийной езды без нарушений бесплатно техосмотр делали. А если не было ни одного нарушения и ДТП два года — бесплатную страховку. Вот тогда на дорогах начали бы ездить аккуратнее», — отметил Травин.

Читайте также

Фильтр