Кому нужен 5G — объясняет генеральный директор «Tele2 Москва»

    Игорь Жижикин рассказал в интервью порталу VC.ru про новое поколение сотовой связи, будущее Wi-Fi и отмену физических SIM-карт.

    Интервью взял продюсер ИД «Комитет» Михаил Тепловодский.

    Михаил Тепловодский: Какие новости о разработке 5G, когда его ждать?

    Игорь Жижикин: Многое зависит от регулятора, именно он внедряет частотный диапазон и регулирует 5G-сети. Операторы уже тестируют эту технологию, мы вместе с Nokia проверили скорости ещё в прошлом году.

    Важно понимать, что связь пятого поколения совершенно не пригодится простому потребителю: он и так смотрит потоковое видео и играет в ресурсоёмкие игры. Никакой разницы он не заметит.

    Технология 5G нужна бизнесу, в котором растёт значение машин, но кто конкретно станет покупателем — пока загадка и для нашей отрасли, и для производителей устройств. Активность, с которой мы будем её внедрять, зависит от количества компаний, которые обратятся к трендовым технологиям: искусственному интеллекту, виртуальной реальности и интернету вещей.

    Но искусственный интеллект и интернет вещей работают и без 5G, в чём смысл?

    На текущих скоростях невозможно поддерживать, к примеру, систему беспилотного транспорта. Чем больше устройств в сети, тем больше нюансов. Каждый автомобиль начнёт взаимодействовать с дорожной инфраструктурой и другими автомобилями — нужна более высокая пропускная способность сети.

    Помимо этого, оператор должен обеспечить безопасность обмена данными. Если кофеварка отправляет на телефон сообщение о нехватке кофе, то достаточно взломать её, чтобы получить доступ ко всем синхронизированным устройствам. Вопрос кибербезопасности мы прорабатываем наравне с тестами.

    То есть 5G — это даже не про скорость?

    Скорость всё равно остаётся одной из составляющих. Мы с Nokia недавно проводили эксперимент с двигающейся платформой, по которой катается шарик. Система должна была вращать площадку так, чтобы шарик остановился ровно по центру. Мы это проделывали несколько раз, используя разные поколения связи. Когда информация с датчиков приходила по 5G, система справлялась быстрее.

    Настолько велика разница?

    Это простой пример для понимания. Есть отрасли, где даже минимальная задержка влияет на результат — микрохирургия, например. Медик проводит операцию, дистанционно управляя роботом. Факт в том, что 4G работает медленней — машина может на секунду опоздать и подвернуть чью-то жизнь угрозе. Точно так же и с транспортом, где вероятность аварийной ситуации снизится вместе с задержкой передачи данных.

    В чём бизнес, если разрабатывать и строить — дорого, а продавать пока некому?

    Это действительно очень дорого: для 5G соты должны быть расположены очень компактно. Пока мы не видим потребителя, но уверены, что он появится в перспективе ближайших лет.

    Мы точно понимаем, что технология 5G будет востребована, но не до конца представляем, что станет толчком к её проникновению в жизнь. Есть пример с интернетом, распространение которого ускорил порнографический контент. Вряд ли создатели сети представляли, что именно это продвинет их изобретение.

    Дорого ли тестировать 5G?

    Относительно нет. Это одна базовая станция с мощным потоком интернета и другие аппаратно-программные комплексы.

    Есть ощущение, что в телекоме не происходит ничего интересного: операторы «воюют» маркетингом и периодически обновляют тарифы. Согласны?

    Не совсем. Операторы, конечно, стеснены спецификой отрасли, но мы стараемся преодолеть эти границы. Сейчас телеком начал интегрировать и соединять на своей базе принципиально разные бизнесы. Если перестать проделывать эту работу, то однажды мы проснёмся и поздравим себя с превращением в «трубу».

    «Труба» — это банальное обеспечение связи?

    Да, когда оператор вложил миллиарды и построил сеть, а какое-то приложение на этом зарабатывает больше него. Эксперименты с 5G, совместными проектами и виртуальными продуктами должны помочь не попасть в такую ситуацию.

    С виртуальным продуктом можно идти к конкретному потребителю, а не подбирать общие потребности для всего рынка. Многие вещи мы не можем сделать сами, поэтому активно привлекаем партнёров из других отраслей. Недавно мы выпустили виртуальную кредитную карту, которая не привязана к одному банку — клиент может сам выбрать подходящий.

    Совместные проекты вместо разработки?

    Можно потратить все ресурсы на создание второго WhatsApp, но большой вопрос, зачем это нужно. Наш подход — найти классные проекты, лидеров в своих сегментах и позвать их сотрудничать.

    Но есть же пример Дурова с Telegram?

    Продукты получаются у тех, кто на них сконцентрирован. Если мы откроем 25 направлений, то заработаем только на одном. Российский рынок разошёлся в подходах. Наши конкуренты идут путём создания собственных разработок, а мы считаем это неоправданным.

    Отмена и возвращение безлимитных тарифов мобильного интернета, на мой взгляд, говорит о стагнации отрасли. Согласны с этим?

    Это не стагнация, скорее новый виток маркетинговой и продуктовой войны. Телеком — одна из самых конкурентных отраслей: на одного москвича в среднем приходится три SIM-карты. Но действительно важно не проспать направления, к которым принято относится снисходительно.

    Одна из них — виртуальные мобильные операторы. В Москве все ниши уже заняты, и когда в них стучится молодая компания Tele2, её не слышат. Но зато слышат «Сбербанк» и «Тинькофф», которые создали виртуальных операторов на базе нашей сети.

    В Европе, где доля виртуальных операторов доходит до 30%, существуют очень своеобразные проекты — своего оператора создала даже компания, выпускающая кукол «Барби».

    Ваш прогноз по многократному росту рынка виртуальных операторов сбывается?

    Конечно. «Сбербанк-Телеком» закончил испытания в Москве и пошёл в регионы, тем же занимаются в «Тинькофф» — значит чувствуют выгоду. Оператор и банк видят абонента одновременно с двух сторон, а значит могут по-новому выстраивать отношения с аудиторией.

    Сильно ли распространение Wi-Fi ударило по операторам?

    Wi-Fi — хорошая, но локальная вещь. Никто уже не думает, как придать ей масштаб. Будущее за беспроводной связью — мы уже сделали её недорогой, и нет смысла залезать на территорию Wi-Fi.

    Честно признаюсь, последний раз пользовался Wi-Fi где-то в перегоне метро, а дома использую мобильный интернет. Он быстрее, и непонятно, зачем платить дважды. Вопросов безопасности к Wi-Fi, особенно общественному, тоже много.

    SIM-карты продолжают уменьшаться в размерах — телекому интересно отказаться от физического носителя?

    Вряд ли это существенно отразится на нашей работе, при условии, что технология будет корректно работать и станет массовой. С одной стороны, мы сэкономим на выпуске карт, с другой — придётся строить новые бизнес-процессы: нужно будет контролировать рынок виртуальных SIM-карт и отходить от привычных носителей.

    Немного про Москву. Вы провели связь на все станции, а что с перегонами?

    Метро в целом долго окупается: люди там мало разговаривают, а если и пользуются сетью, то в основном для интернета. Приходится действовать обдуманно — мы увидели, что в поездах уже работает оператор Wi-Fi, и сперва провели высокоскоростную связь на станции. Теперь мы готовы к тоннелям.

    Пока мы тестируем две технологии на синей и красной ветке. Проверим, какая из них будет работать эффективнее, и затем в течение года или полутора лет закроем и этот вопрос.

    По моему опыту, пока я нахожусь в метро, интернет пропадает раз пять и нужна пара авторизаций в сети Wi-Fi. Как обстоит дело с бесшовностью у абонентов Tele2?

    Везде, куда мы добрались, абоненты получают бесшовный и высокоскоростной интернет. Остались только тоннели — но даже там мы усиливаем сигнал так, что связь может пропасть только на очень длинных перегонах.

    Видел информацию, что были сложности с проведением связи на станции метро со статусом объекта культурного наследия. Расскажете?

    Действительно, есть станции, где каждая скульптура и люстра — историческая ценность, в Москве за этим строго следят. Чтобы там разместиться, нужны дополнительные согласования, но всё это можно решить.

    Выручает маскировка и грамотное размещение, которое не портит эстетику, и мы с таким подходом полностью согласны. Посмотрите на ГУМ со стороны Красной площади и попробуйте найти там антенны — тяжелейшая задача.

    Поделиться