Контролер электрички высадил тринадцатилетнюю девочку в лесу на безлюдной платформе

    Девочка проспала свою станцию, и сотрудник ЦППК был скор на расправу с несовершеннолетним «зайцем»

    Дочь москвички Алены Боченковой 13-летняя Юля с этого лета передвигается по городу самостоятельно. Родители не сразу решились на это, только после того, как неоднократно прошли-проехали с девочкой ее основные маршруты. Во вторник Юля пошла в городской лагерь – в ДК ЗИЛ. Но почувствовала, что у нее поднимается температура. Родители, созвонившись с вожатыми лагеря, разрешили дочери поехать домой. Живет семья в Бирюлево, метро в этом районе Москвы нет, девочка добирается домой на электричке , следующей с Павелецкого вокзала до станции « Ожерелье». До вокзала девочку проводила подруга, в Бирюлево ее должен был встретить папа. В 10-41 поезд выехал с Павелецкого вокзала, родители знали, что их ребенок едет именно этой электричкой. Но на своей станции девочка не вышла. Её телефон не отвечал. Мама сразу предположила, что Юля заснула – так у девочки устроен вестибулярный аппарат, она очень быстро засыпает в транспорте

    «Я надеялась, что Юля заснула в поезде. Она спит в метро, в машине, в самолете. Больная, могла заснуть и в электричке. – поясняет Алена Боченкова. — Телефон Юли то просто пропускал звонки, то был вне зоны доступа».

    Родители начали действовать. Папа поехал на Павелецкий вокзал. Супруги надеялись, что они смогут достучаться до руководства вокзала, те свяжутся с машинистом и кто-то из поездной бригады найдет по их описанию спящего в поезде ребенка – в пригородных электричках всегда есть контролеры и представители охраны.

    Алена Боченкова пыталась дозвониться до дочери, сверяясь с расписанием электрички. Когда поезд приближался к станции «85 километр», телефон девочки откликнулся. На деле «станцией» назвать эту остановку сложно – это пустая платформа в лесу, без кассы и даже без навеса, просто лавочка. На ней останавливаются только электрички, следующие из Москвы. И то не все. В обратном направлении платформы нет. Пассажиры, которым надо в столицу, садятся на соседней станции «Жильнево», попасть на которую можно, проехав одну остановку в область, сев на платформе «из Москвы». Ближайший поезд на «85 километре» должен был остановиться через два с лишним часа.

    «В 12.12 она, сонная, наконец взяла трубку. – вспоминает мама девочки. – Я сразу попросила Юлю не выходить на ближайшей платформе «85й километр», а выйти через 7 минут на «Жильнево», где много обратных электричек. А мой ребенок, наученный с доверием относиться к людям в форме, сказала, что в вагоне контролер, он ее и разбудил. Я сама попросила ее подойти к кондуктору и объяснить ситуацию. Юля положила трубку».

    Девочка перезвонила через три минуты. Сказала, что ее высадили из электрички. На этом самом «85 километре».

    «Контролер попросил ее выйти в тамбур. А там вежливо попросил покинуть электричку, потому что у нее нет билета до этой станции, а есть только до Бирюлево Товарная. И высадил ее на кусок бетона в лесу. – справедливо негодует Алена Боченкова. — Посмотрите на карте, там нет НИЧЕГО. Там нельзя сесть на автобус или такси — их нет. Нельзя купить обратных билетов — там просто НЕТ обратной платформы в Москву. И этот контролер все это знал! И высадил ее вместе с другим безбилетником, пьяным мужиком. Осознанно высадил в лесу тринадцатилетнюю девочку с пьяным мужиком!».

    Узнав об этом, отец девочки, Владимир Песня, рванул на станцию – а это уже Подмосковье. И не очень близкое. Дорога заняла довольно много времени. Все это время девочка находилась на платформе. С пьяным незнакомым мужчиной. К счастью семьи, второй безбилетник был настолько пьян, что просто заснул на лавке. Опять же, к счастью семьи, в этом месте ловил мобильный телефон, хватило зарядки, не шел дождь и папа смог найти девочку – не очень здоровой, но живой и невредимой.

    Родители не снимают с себя ответственности за то, что вообще отправили ребенка в тот день в лагерь и разрешили вернуться домой самостоятельно, когда она пожаловалась на недомогание. Но и с действиями контролера они категорически не согласны. Да, формально девочка ехала без билета, но у нее были деньги и на штраф, и на оплату дальнейшего проезда. Этого, по словам девочки, ей предложено не было – ее просто высадили. На безлюдном полустанке.

    «Я не в курсе действующих инструкций контролеров РЖД. Я не знаю, есть ли у них опция «оштрафовать», «взять доплату за билет», «отвести одинокого или потерявшегося ребенка в милицию». — отмечает мама девочки. — Но я точно знаю, что этот конкретный человек из всех вариантов выбрал «осознанно высадить девочку на редко посещаемую платформу».

    Руководство «Центральной пригородной пассажирской компании», к большому удивлению, откликнулось быстро – в день подачи родителями жалобы. Представители компании вели себя максимально корректно и полностью признали вину своего сотрудника.

    «Была оперативно проведена проверка, в результате выявлено несоответствие выполнения кассиром-контролером должностных обязанностей. Такие ситуации недопустимы, мы всегда тщательно их расследуем и остро реагируем. Контролер обязательно будет привлечен к дисциплинарному взысканию. – отмечено в официальном ответе от ЦППК. — Компания уделяет пристальное внимание этике общения контролеров с пассажирами, тем более с детьми и подростками, следующими без сопровождения родителей. Действует специальная Инструкция, которая прямо запрещает контролерам при любых обстоятельствах высаживать детей из поезда и предписывает оказывать им любую необходимую помощь. В данном случае кассир-контролер не помог девочке в сложной для нее ситуации, что недопустимо. Со всем персоналом Центральной пригородной пассажирской компании будет проведен дополнительный внеплановый инструктаж в связи с данным инцидентом, чтобы подобные случаи ни в коем случае не допускались в дальнейшем».

    Кроме этого с семьей связался лично и директор по продажам Центральной ППК Сергей Русов. Извинился и пообещал принять меры

    «Контролер будет привлечен к дисциплинарному взысканию, вплоть до увольнения» , — отметил Сергей Русов.

    В результате проверки действий контролера, высадившего девочку на безлюдной платформе, 1500 контролеров ЦППК пройдут дополнительный инструктаж по поводу того, как им действовать в случае нештатных ситуаций, связанных с несовершеннолетними пассажирами, в том числе и безбилетными.

    «Со всем линейным персоналом Центральной пригородной пассажирской компании, а это более 1,5 тысяч человек, будет проведен дополнительный внеплановый инструктаж в связи с данным инцидентом, чтобы подобные случаи ни в коем случае не допускались в дальнейшем». — заверили в пресс-службе компании.

    Родители девочки реакцией руководства ЦППК удовлетворены.

    «Я не прошу увольнения сотрудника. – отмечает Алена Боченкова. — Я прошу лишь сделать так, чтобы такая ситуация никогда не повторилась с другим ребенком».

    До 14 лет вообще не штрафуют!

    Мы попросили экспертов ЦППК прокомментировать, с какого возраста контролеры могут штрафовать пассажиров. Оказывается, безбилетную Юлю вообще не имели права штрафовать! И тем более — выгонять из поезда!
    «Акт о безбилетном проезде, согласно действующему законодательству, может быть оформлен на безбилетного гражданина, достигшего возраста 14 лет, — прокомментировали в пресс-службе. – У нас действует инструкция, запрещающая высаживать детей из поезда и предписывающая оказывать им любую возможную помощь. При подготовке к работе все линейные сотрудники обучаются этой специальной инструкции, согласно которой, в первую очередь, необходимо помочь ребенку безопасно добраться до пункта назначения. При необходимости также контролер может сообщить полиции о нахождении несовершеннолетнего, которому требуется помощь. В случае с девочкой контролер должен был помочь ей сориентироваться в расписании движения поездов, чтобы она как можно скорее попала домой. Он должен был подсказать ей, как добраться до следующей узловой станции, с которой отправляется ближайший поезд в направлении Москвы. При необходимости, озвучить это ее маме по телефону, учитывая, что девочка при нем разговаривала с мамой».
    Эксперты ЦППК рассказали и об алгоритме общения контролеров с «зайцами».
    « Общий алгоритм при проверке проездных документов у взрослых пассажиров предполагает, в первую очередь, предложить оплатить проезд, — значилось в официальном письме из ведомства. — При отказе оплачивать проезд составляется акт о безбилетном проезде. Однако это правило не распространяется на детей, действующая в компании инструкция не предписывает добиваться от ребенка оплаты проезда».
    Получается, что высадив девочку в лесу, контролер нарушил все правила, инструкции и законы – как профессиональные, так и моральные.
    В ЦППК пообещали принять все меры, чтобы подобная история не повторилась. А родителям подростков, чьи дети передвигаются по городу и области на электричках, пожалуй, стоит внести в адресную книгу детского телефона номер « горячей линии» компании . Он бесплатный и единый для всей страны +7 (800) 775-00-00

    Комментарий психолога:
    Детский психолог Екатерина Блюхтерова рекомендует обучить подростков и детей, кто только начинает самостоятельно передвигаться по городу, следующим навыкам:
    — При любой ситуации не покидать общественное место!
    « В этой ситуации весь диалог происходил в тамбуре. В таком случае взрослый чувствует свою уверенность и может даже злоупотреблять своей властью, вымещая на беззащитном ребенке какие-то свои комплексы. Плюс, если не было видеофиксации, это даст повод контролеру как-то оправдать свои действия».
    — Не быть тихими!
    Даже если ребенок, формально, не прав, надо научить его в случае конфликта или недопонимания с чужими взрослыми вести себя громко.
    «Пусть он вызывает полицию, спрашивает у попутчиков, готовы ли они быть свидетелями. Даже если не прав, даже если «заяц» — надо было сказать громко и четко «Выписывайте штраф, вызывайте полицию». Процедура оформления и вызов полиции заняли бы дополнительное время – поезд успел бы доехать до следующей оживленной станции. Вряд ли бы контролер стал силой выводить девочку из вагона, тянуть бы ее за руки к выходу. А если бы вдруг стал это делать, то это привлекло бы внимание пассажиров. Да, кто-то бы уткнулся в планшет. Но неравнодушные люди нашлись бы. А так, наверное, никто ничего не понял. Девочка, скорее всего, послушно пошла в тамбур. Пусть дети, общаясь и возражая, встают, активно жестикулируют — в случае разбора ситуации запись на камерах позволит показать, что конфликт был, а не что «она сама испугалась и убежала».
    — Звонить родителям
    При любой истории, психолог рекомендует подросткам набирать номер родителей и включать громкую связь. Это сдержит взрослых участников конфликта от произвола. А родители при этом будут в курсе ситуации и смогут подсказать ребенку, как поступить.

    Поделиться
    {"autoplay":"true","autoplay_speed":"3000","speed":"300","arrows":"true","dots":"true"}