Коряги вместо качелей

    Риск. Оборудование природных площадок безопасно, однако предполагает элемент риска в разумных пределах. Риск повышает интерес к игре, развивает у детей инстинкт самозащиты. Фото: архитектурное бюро «Чехарда»
    Риск. Оборудование природных площадок безопасно, однако предполагает элемент риска в разумных пределах. Риск повышает интерес к игре, развивает у детей инстинкт самозащиты. Фото: архитектурное бюро «Чехарда»

    Создатели современных детских площадок переходят от пластика к дереву, песку и гальке

    В Измайловском парке открылась детская игровая площадка нового типа — так называемая природная. Разработало ее архбюро «Чехарда». Здесь нет привычных пластиковых или металлических горок, качелей и каруселей на резиновом покрытии. Зато есть необычные конструкции из бревен и коряг, шалаши, гамаки, скалодромы, а под ногами — песок или щепа. Такая детская площадка помогает ребенку как бы окунуться в природу: карабкаться, держать баланс, прыгать, преодолевать препятствия неясной геометрии.

    «Но самое главное — можно создавать игру по своему сценарию, — рассказывает Вера Струкова, заместитель руководителя ГПБУ «Мосприрода». — Ребенку необходимо иметь возможность быть созидателем, а не просто пользователем на площадке. То есть создавать собственный мир, менять окружение, дорабатывать его, видеть, как среда меняется вместе с временами года».

    БЕЗ СЦЕНАРИЯ. Современная игровая площадка должна быть приближена к природе, считает Вера Струкова. Во-первых, из‑за дефицита общения с ней в городе, во‑вторых, чтобы ребенок мог тренировать физические навыки и максимально использовать собст­венную фантазию, а не действовать по заранее спланированному архитектором сценарию. Урбанизированные металлические и пластиковые площадки — своеобразный уголок безопасности для родителей. Но детям там скучно.

    «Ребенок старше трех лет уже может комбинировать разные элементы и создавать из них что‑то новое, — добавляет Мария Соколова, психолог, методист Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек. — Для этого ему нужно дать, как мы их называем, открытые материалы, то есть такие, из которых можно сделать все, что угодно. Это могут быть камни, ветки, песок, шишки, вода. С их помощью дети обустраивают пространство, мастерят фигурки людей или животных и таким образом создают свой сюжет игры, который не был запланирован взрослым. И это самое важное».

    ПЛОЩАДКА. На природной площадке в распоряжении ребенка оказываются различные материалы: песок, щепа, галька, а также игровое оборудование для работы с ними — например, ведра и спилы деревьев. Хорошо, если на площадке доступна вода, допустим, в помпах, тогда с ее помощью из песка можно лепить, разрушать и снова лепить все, что душе угодно.

    Из набора веток и бревен дети способны сами построить шалаши и укрытия. Для любителей полазать устанавливают конструкции из бревен, канатов или сетки. Чувство баланса и ловкость можно потренировать также на лежачих корягах. Вдобавок природные площадки имеют свой рельеф: холмы, впадины, большие камни, кусты и деревья, все это — части игрового ландшафта.

    Кроме того, площадка должна отвечать потребностям детей всех возрастов. Поэтому обычно выделяют зоны для малышей, дошколят, младших школьников и т. д., чтобы они могли играть, не мешая друг другу.

    БЕЗОПАСНОСТЬ ИГРЫ. Специалисты уверены: на площадке должно быть место риску. Дети, чувствуя его, ведут себя соответствующим образом, развивая инстинкт самосохранения. Ребята должны иметь возможность рисковать, не подвергая себя опасности, говорит Мария Соколова. Риск на площадках можно сравнить с риском столкновения и ушибов во время спортивных игр, падения с велосипеда и так далее.

    При этом ребята должны быть осведомлены перед началом игры о возможных неприятностях. Кроме того, игровые объекты сконструированы таким образом, что на них может подняться только ребенок, который до этого уже дорос. К примеру, первые зацепы на скалодроме расположены на такой высоте, что слишком маленький ребенок до них просто не дотянется. Поэтому важно, чтобы родители не помогали детям, не заставляли их подниматься или спускаться туда, куда они не хотят, не могут или боятся — это может закончиться травмой.

    ИССЛЕДОВАНИЕ. Дети более активны и менее подвержены депрессивным состояниям, если они играют на дет­ских площадках с природными элементами. К этому выводу пришли исследователи из The University of British Columbia. Наблюдение велось за поведением 46 детей в возрасте от 2 до 5 лет.

    Вначале дети играли на стандартном игровом оборудовании. Они проявляли мало инициативы, ссорились, жаловались друг на друга и скучали. Затем эти пространства преобразовали в природные площадки.

    Дети стали более активны и самостоятельны, они исследовали окружающую среду и экспериментировали. Игры изменились, стали более продолжительными и сложными по сюжету, в них появилось больше выдумки. Также уменьшилось количество жалоб, теперь все играли вместе и дружно. В целом ребята проявляли себя смелее, не боялись пробовать что‑то новое.

    4 СТИХИИ. Чаще всего природная площадка представляет четыре стихии: воздух, землю, воду и огонь. Так, за воздух отвечают качели всех видов, тарзанки, лазательные конструкции, деревья, флюгеры, которые дают ощущение полета, движения, скорости. Землю представляют камни, песок и, конечно, сама земля, которая в ответе за стабильность, обретение баланса в устойчивости.

    Важно, чтобы дети могли наблюдать за природными процессами, имели возможность пачкаться и продолжать исследовать окружающую среду. Огонь и воду не всегда есть возможность представить в натуральном виде, тогда на помощь приходит символика.

    Например, кирпичная игровая печь, сложенные кострищем дрова, красное пятно на скалодроме, обозначающее сложный участок пути. Воду могут представлять системы плотин, водяные помпы, краны. Хорошо, если на площадке есть искусственные и натуральные водоемы, ручейки.

    Источники: заместитель руководителя «Мосприроды» Вера Струкова, Дарья Бычкова, архитектор бюро «Чехарда», Мария Соколова, психолог, методист Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Ольга Рокаль, архитектор, совладелец открытого образовательного проекта «Место».

    Поделиться